От Alex Lee
К All
Дата 23.06.2005 13:05:13
Рубрики Современность;

Америкосовская аналитика по РФ

Переосмысливая Россию: в поисках прогнозов, кнутов и пряников

В США вышло два аналитических доклада, в которых анализируется ситуация в России и делаются прогнозы о ее будущем. Их подготовили Институт Дипломатических Исследований\Institute for the Study of Diplomacy и аналитический центр "Атлантический Совет"\Atlantic Council.

Любопытно, что доклады носят схожие названия:"Налаживая Отношения с Путинской Россией: Вызовы и Возможности для Запада"\Engaging Putin’s Russia: Challenges and Opportunities for the West (Institute for the Study of Diplomacy) и "Вновь Налаживая Отношения с Россией: Совместные Усилия США и Европейского Союза"\Re-Engaging Russia: The Case for a Joint US-EU Effort (Atlantic Council).

В обоих докладах делаются критические выводы о действиях руководства России в последние годы. Эксперты с большим сомнением относятся к способности президента Владимира Путина использовать благоприятную макроэкономическую ситуацию, чтобы разрешить важнейшие проблемы России.

В докладах подчеркивается, что на протяжении последнего десятилетия США и европейские государства пытались строить отношения с Россией таким образом, чтобы помочь становлению стабильной демократической страны, интегрированной с Западом. Однако события последних лет стали причиной того, что многие западные политики начали утверждать, что Россия возвращается к авторитаризму. Администрация Президента России концентрирует все больше власти в своих руках и всё меньше отвечает за свои действия. Негативная оценка дана действиям Кремля по ограничению политических свобод, вмешательству в события, происходившие в Грузии, Украине и Кыргызстане и т.д. Несмотря на прозападную политику, которую проводила Россия после террористических атак 11 сентября 2001 года, события последних нескольких лет ставят под сомнение тезис, что Москва считает своим приоритетом построение хороших отношений с Западом.

Многие российские институты, которые были сильно ослаблены до прихода Путина к власти (независимые суды, парламент, министерства), ещё больше утратили влияние в результате его политических реформ: отмены региональных выборов, доминирования в политике "партии власти", ограничений в деятельности прессы и т.д. Несмотря на консолидацию власти, команда Путина не способна принимать и эффективно выполнять собственные решения: примером является провал с монетизацией льгот.

Несмотря на то, что многие на Западе изначально считали Путина прагматиком, его назначения коррумпированных сотрудников силовых структур на высшие государственные посты показывает, что у него очень ограниченный взгляд на роль государства. Увеличение роли государства в экономике (особенно в нефтяной сфере) привело к большей зависимости России от экспорта сырья, росту коррупции и оттоку капиталов из страны. В результате неспособности властей справиться с безработицей и бедностью, чеченский конфликт распространился практически по всему Северному Кавказу. Авторы обоих докладов также призывают США и Европейский Союз продолжить налаживать диалог с Россией, не вступая в конфронтацию с ней, однако и не поддерживая те инициативы Москвы, которые носят антидемократический характер. Стоит также не переоценивать способностей России конструктивно участвовать в мировых процессах в регионах, где она не имеет значительного влияния (например, на Ближнем Востоке и на Балканах).

Institute for the Study of Diplomacy подчеркивает, что России удалось добиться ряда впечатляющих успехов. Прежде всего, ей удалось избежать реализации многих апокалиптических сценариев, о наличии которых говорилось во времена правления Бориса Ельцина, например, масштабной гражданской войны и утраты контроля за ядерными технологиями и материалами. Россия добилась и иных успехов, в частности, значительно выросли ее золотовалютные резервы, отмечен беспрецедентный рост иностранных инвестиций, возросло число иностранцев, перебирающихся в Россию, Россия стала важнейшим деловым центром Евразии. Кроме того, Владимир Путин, судя по всему, не желает вернуться к тоталитарной системе управления и, в отличие от многих мировых лидеров, допускает определенный уровень свободы прессы. Россия, обладающая высокообразованным населением и хорошей технологической базой, сможет провести технологическую революцию, которая ныне происходит во многих стран мира.

Существует ряд проблем, которые существовали до того, как Владимир Путин стал президентом и с которыми он продолжает бороться. Во-первых, Россия переживает демографический кризис. Во-вторых, высокие мировые цены на нефть и газ, несмотря на то, что они помогли наполнить казну, во многом уничтожили планы диверсификации и реформирования экономики страны. В-третьих, коррупция и организованная преступность продолжают негативно влиять не только на способность российского государства управлять страной, но и на безопасность всего мира (прежде всего, из-за потенциальной возможности утраты контроля за ядерным оружием и материалами).

Эксперты считают, что ныне возможны четыре сценария развития событий в России в ближайшие годы. Реализация любого из этих сценариев может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами, например, падением мировых цен на нефть или крупной террористической атакой, проведенной на территории России. Первый сценарий предполагает возрождение России в случае, если экономические и политические тенденции изменятся, а в правительстве появятся честные чиновники либерального толка. Второй сценарий заключается в консервации сегодняшней ситуации, например, если Россию возглавит преемник Путина. Третий сценарий предполагает ухудшение ситуации, что возможно, если Владимир Путин не решит стоящие перед страной задачи и останется президентом после 2008 года. Четвертый сценарий предполагает распад нынешней системы российской государственности, что возможно в случае захвата власти националистическими или социалистическими группировками, что приведет к внутренним репрессиям и проведению агрессивной внешней политики.

В докладе также указаны основные факторы, которые могут повлиять на то, каким путем пойдет развитие России. Прежде всего, это зависит от отношений России с государствами-соседями. Ухудшение ситуации может стать причиной войн, а также привести к кризису в отношениях с главными экономическими партнерами Москвы - Европой и Китаем. Большое влияние могут оказать террористы. Если они смогут организовать особо крупные теракты, то продемонстрируют этим, что российское государство не способно защищать своих граждан, что приведет к тому, что Кремль лишится поддержки российского общества. Большое влияние на ситуацию могут оказать политические кризисы (например, подобный кризис может возникнуть, если преемник Путина не устроит российскую элиту). Значительную роль может сыграть улучшение отношений с Европой и начало европейской интеграции России. Авторы доклада считают, что для будущего России огромную роль сыграют президентские выборы 2008 года. Не исключена возможность позитивных изменений, например, назначения либерального премьер-министра, который бы стал президентом России в 2008 году.

По мнению Atlantic Council, подходы США и Европейского Союза (ЕС) к отношениям с Россией различны: американцы сфокусировались на формировании совместной антитеррористической коалиции, а европейцы делают упор на развитие экономических связей.

После окончания Холодной войны США очень активно работают вместе с Россией в области нераспространения оружия массового уничтожения. В этой области (прежде всего, в сфере защиты ядерных арсеналов) был достигнут значительный прогресс, при этом интересы Европы также учитывались. Однако Европу более беспокоит безопасность российских АЭС. Кроме того, Европейский Союз до сих пор не воспринимает Россию как серьезного партнёра в борьбе против международного терроризма из-за её политики в Чечне. Тем не менее, у США и Европы одинаковые приоритеты. По мнению Atlantic Council, они должны продолжить развитие совместной программы по повышению уровня безопасности на российских ядерных объектах. Россия должна стать полноправным участником переговоров по Ирану. Необходимо укрепить связи между правоохранительными органами Запада и России. Также важен открытый диалог по проблеме Чечни.

В отличие от США, главной задачей европейцев является сохранение стабильных постановок энергоносителей из России. Обе стороны пытаются уменьшить эту зависимость друг от друга - Россия, продавая нефть Китаю, а Европа, вкладывая средства в разработку новых энергетических технологий, но в обозримом будущем их отношения останутся очень тесными. США получают из России 2% используемой нефти, но Россия является важным потенциальным источником нефти в случае ухудшения отношений со странами Ближнего Востока. США также интересует, какую роль российская нефть может играть в развитии Китая, потенциального геополитического конкурента США. В принципе, США и Европа не заинтересованы в том, чтобы российская экономика настолько сильно зависела от экспорта сырья. Обе стороны также волнует отсутствие защиты прав собственности в России. Поэтому США и Европа должны сконцентрироваться на том, чтобы развивать совместные с Россией программы в энергетической сфере.

США и ЕС рассчитывают на стабильный экономический рост России, что возможно лишь в результате появления законодательства, гарантирующего права предпринимателей и потребителей, что позволит интегрировать Россию в мировую экономику. У США и ЕС мало рычагов влияния на экономический курс России. Правительство России не считает, что страна нуждается в помощи, и советы Запада часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела государства. Поэтому, чтобы подтолкнуть Россию в правильном направлении, США и ЕС должны защищать интересы иностранных инвесторов в России, проводить переговоры о дальнейшей либерализации в сфере международной торговли, оказывать материальную и политическую поддержку российскому малому и среднему бизнесу, помогать формированию класса бизнес-профессионалов, которые будут поддерживать реформы. Кроме того, если Россия станет членом Всемирной Торговой Организации, это позволит воздействовать на Москву с помощью нормативов и правил ВТО.

США и ЕС рассчитывают на появление в России такого общества, в котором государство подотчетно народу, уважает свободу слова. В сфере влияния на политический курс России Запад может сделать ещё меньше, чем в сфере экономики. Любые действие Запада в Москве воспринимаются как попытки разрушить Россию - в этих ситуациях усиливаются лишь противники демократии. Поэтому Европа и США должны дать России понять, что её участие в разных международных инициативах (например, членство в Большой Восьмёрке) зависит от её поведения. Необходимо пристально следить и сообщать миру о том, что реально происходит в России. Следует также координировать критику действий российского правительства, чтобы она не приводила к антизападной реакции или не использовалась Россией, чтобы расколоть США и Европейский Союз. Требуется увеличить поддержку негосударственных структур в России и т.д.

США и Европа заинтересованы в переходе постсоветских государств к проведению более прозападной политики под руководством правительств, подотчетных своим народам. Интересы США носят более глобальный характер - в отличие от ЕС, Вашингтон хочет поддерживать стабильность и демократию не только в Европе, но и в Центральной Азии, где он имеет ряд важных военных баз. В 2004 году Европа начала программу "Политика Европейского Соседства"\European Neighborhood Policy, которая неофициально подготавливает страны, имеющие общую границу с ЕС, к вступлению в эту организацию. Россия воспринимает эти действия, ставящие своей целью повлиять на ее соседей, как агрессивные. В Европе и в США формируется мнение, что несмотря на мощные культурные и экономические связи, которые Россия имеет с республиками бывшего СССР, отношения с ними могут продолжаться и без санкции России.

Atlantic Council считает, что ЕС и США должны действовать единым фронтом, дабы наладить лучшие отношения с постсоветскими государствами. Они должны учитывать мнение России, но не предоставлять Москве решающей роли. Кроме того, важное значение имеет развитие международных организаций, таких как НАТО, которые способны объединить Запад с Востоком.

18 Июня 2005 Washington ProFile


От Начальник Генштаба
К Alex Lee (23.06.2005 13:05:13)
Дата 27.06.2005 10:26:01

все написанное - не новость 8-)))

Приветствую непременно!

Или эта записка рассчитана на тех, кто смотрит только 1-й канал ТВ?
8-)))))))

Илья Кудряшов ==
http://genstab.ru

От А.Никольский
К Alex Lee (23.06.2005 13:05:13)
Дата 23.06.2005 13:16:57

это не аналитика, а политпропаганда

Их подготовили Институт Дипломатических Исследований\Institute for the Study of Diplomacy и аналитический центр "Атлантический Совет"\Atlantic Council.
++++
первую контору не знаю, а вторая, если не ошибаюсь, близка к демпартии США.
Все это пишут в огромных объемах.
Мне понравилось там только одно место - насчет того, что у буржуев мало рычагов влиять на экономическую политику правительства РФ. Если сказать честно, то этих рычагов нет в силу отсутствия этой политики. Но авторы, тем не менее, фактически объяснили причину нервной реакции на дело "Юкоса" - сегодня объявили, что Ходор незадолго до посадки договорился о продаже 45% компании (а фактически - контр.пакета) Эксон-Мобилу. Тогда у них рычаги бы появились.

От b-graf
К А.Никольский (23.06.2005 13:16:57)
Дата 24.06.2005 13:01:17

как сегодня ? опять ?

Здравствуйте !

> сегодня объявили, что Ходор незадолго до посадки договорился о продаже 45% компании (а фактически - контр.пакета) Эксон-Мобилу. Тогда у них рычаги бы появились.

об этом же говорилось в передаче Пиманова около 9 июня сего года (что именно Эксону и что контрольный пакет, правда, дата события не уточнялась)

Павел

От b-graf
К b-graf (24.06.2005 13:01:17)
Дата 24.06.2005 13:06:15

хотя может путаю

>(что именно Эксону и что контрольный пакет, правда, дата события не уточнялась)

но точно говорилось в контексте получения рычагов управления. Мне это все запомнилось потому, что теперешние версии после событий напоминают изначальные, до них (весны 2003 г.). Такое впечатление, что нынешние версии приоткрывают представления, которыми власти изначально руководствовались в деле Юкоса с самого начала...

Павел

От А.Никольский
К b-graf (24.06.2005 13:06:15)
Дата 24.06.2005 13:44:04

Re: хотя может...

все отличие в том, что вчера это сам Юкос признал.
С уважением, А.Никольский

От Паршев
К А.Никольский (23.06.2005 13:16:57)
Дата 23.06.2005 14:49:12

О переговорах о продаже говорили ещё до посадки (-)


От А.Никольский
К Паршев (23.06.2005 14:49:12)
Дата 23.06.2005 14:58:20

говорили, но о 25%

а тут получается он все продать решил

От Паршев
К А.Никольский (23.06.2005 14:58:20)
Дата 23.06.2005 15:16:25

Подзабыл я как точно

наверно да. Что-то типа 25 официально, 10 уже было как-то не то в обход, не то по закону.

Я-то собственно давно на эту тему интересовался, и многие говорили, что Ходор надувает Юкос именно для продажи. По сравнению с Лукойлом акции Юкоса были переоценены, а у Лукойла наоборот.

От А.Никольский
К Паршев (23.06.2005 15:16:25)
Дата 23.06.2005 15:34:02

Re: Подзабыл я...

Здравствуйте, уважаемый
>наверно да. Что-то типа 25 официально, 10 уже было как-то не то в обход, не то по закону.
++++
у Юкоса были западные портфельные инвесторы, фонды всякие, но не очень много, к этой сделке их покупки не относились

>Я-то собственно давно на эту тему интересовался, и многие говорили, что Ходор надувает Юкос именно для продажи.
++++
он это и не скрывал

По сравнению с Лукойлом акции Юкоса были переоценены,
++++
в общем да, Юкос - это наш советский Энрон (с) один из нефтяников-участников форума.
Сам Герщенко объясняет провал сделки слиянием с Сибнефтью. Мне же кажется, что вся эта ситория с Сибнефтью до конца не объяснена - Невзлин обвинял Абрамовича в том, что тот обещал договориться с Путиным разрешить продажу и кинул. Возможно, так и было, и "слияние" с Сибнефтью (от последствий которого остатки Юкоса и сама Сибнефть до сих пор не могут избавиться) - это мегакомиссионные Роману Аркадьевичу за его так и несостоявшееся лоббирование в кремле продажи Юкоса Эксону.

С уважением, А.Никольский

От Rwester
К А.Никольский (23.06.2005 13:16:57)
Дата 23.06.2005 14:08:10

поздно суетиться стали

Здравствуйте!

>Мне понравилось там только одно место - насчет того, что у буржуев мало рычагов влиять на экономическую политику правительства РФ.
нефть выросла вот и рычагов не стало. Раньше бы подсуетились и все по-другому бы обернулось ("бы" это конечно волшебное слово).

>Но авторы, тем не менее, фактически объяснили причину нервной реакции на дело "Юкоса" - сегодня объявили, что Ходор незадолго до посадки договорился о продаже 45% компании (а фактически - контр.пакета) Эксон-Мобилу.
А что, была другая причина?;-)))) Ему же прямо сказали (Касьянов вроде), что о "таких сделках НУНО предупреждать правительство и СОВЕТОВАТЬСЯ".

>Тогда у них рычаги бы появились.
Условные. Есть еще "национализация";-))

Рвестер, с уважением

От Alex Medvedev
К А.Никольский (23.06.2005 13:16:57)
Дата 23.06.2005 13:30:24

А кто объявил?

сегодня объявили, что Ходор незадолго до посадки договорился о продаже 45% компании (а фактически - контр.пакета) Эксон-Мобилу.

От KotB
К Alex Medvedev (23.06.2005 13:30:24)
Дата 23.06.2005 13:42:21

Re: А кто...

>сегодня объявили, что Ходор незадолго до посадки договорился о продаже 45% компании (а фактически - контр.пакета) Эксон-Мобилу.

Геращенко

От А.Никольский
К KotB (23.06.2005 13:42:21)
Дата 23.06.2005 13:52:53

вот ссылка

Руководство "ЮКОСа" в IV кв. 2003г договорилось с одной из крупнейших
американских НК о продаже 45% акций ЮКОСа за $25 млрд.

(добавлены цитаты Геращенко во втором, четвертом, шестом абзацах)

Москва. 23 июня. ИНТЕРФАКС-АНИ - Руководство "ЮКОСа" (РТС: YUKO) в
IV квартале 2003 года договорилось с одной из крупнейших американских
нефтяных компаний о продаже 45% акций "ЮКОСа" за $25 млрд., заявил в
четверг на годовом собрании акционеров НК председатель совета директоров
ЮКОСа Виктор Геращенко.
"Это одна из двух крупнейших американских нефтяных компаний. Не
хотелось бы называть ее конкретно", - заявил он журналистам в ответ на
просьбу назвать эту компанию.
По словам В.Геращенко, сделка по присоединению ОАО "Сибнефть" (РТС:
SIBN) помешала согласовать с правительством эту продажу, и она не
состоялась.
"Тогда сделка не состоялась из-за того, что основные акционеры
"ЮКОСа", которые должны были продать ей свой пакет акций, были слишком
увлечены слиянием с "Сибнефтью"", - пояснил он журналистам.
Вместе с тем, В.Геращенко отметил, что американская компания была
готова заплатить такие деньги за 45% акций "ЮКОСа".
"Готовность купить ЮКОС говорит о том, что эта компания (ЮКОС -
АНИ) полностью соответствовала международным стандартам", -
прокомментировал В.Геращенко.

От Alex Medvedev
К А.Никольский (23.06.2005 13:52:53)
Дата 23.06.2005 16:13:26

Спасибо. (-)


От Паршев
К Alex Lee (23.06.2005 13:05:13)
Дата 23.06.2005 13:12:11

Кто-то недавно писал, что тема контроля над ЯО РФ - пеар журналюг? (-)


От А.Никольский
К Паршев (23.06.2005 13:12:11)
Дата 23.06.2005 13:26:34

да, это пеар журналюг

Контроль в смысле иностранного контроля за местами хранения ЯО и его использованием, как в Пакистане - это, несмоненно, пеар, причем не журналюг (сами они такое придумать не могут), а "патриотических" пеарщиков типа Антона Сурикова.
С уважением, А.Никольский

От nnn
К А.Никольский (23.06.2005 13:26:34)
Дата 26.06.2005 19:51:53

Re: да, это...

>Контроль в смысле иностранного контроля за местами хранения ЯО и его использованием, как в Пакистане - это, несмоненно, пеар,

Алексей, а кто то контролирует ЯО Пакистана, кроме егго самого ?

От Паршев
К А.Никольский (23.06.2005 13:26:34)
Дата 23.06.2005 14:52:27

И как же они собираются парировать эту угрозу:

"коррупция и организованная преступность продолжают негативно влиять не только на способность российского государства управлять страной, но и на безопасность всего мира (прежде всего, из-за потенциальной возможности утраты контроля за ядерным оружием и материалами)."
может, с коррупцией помогут бороться?

От А.Никольский
К Паршев (23.06.2005 14:52:27)
Дата 23.06.2005 14:59:51

Re: И как...

Здравствуйте, уважаемый
>"коррупция и организованная преступность продолжают негативно влиять не только на способность российского государства управлять страной, но и на безопасность всего мира (прежде всего, из-за потенциальной возможности утраты контроля за ядерным оружием и материалами)."
>может, с коррупцией помогут бороться?
+++++
этой мантре скоро как лет 15. И помощи на на укрепление безопасности хранения ядерных материалов тоже уже больше 10 лет. Пора нам от нее отказываться.

С уважением, А.Никольский

От Паршев
К А.Никольский (23.06.2005 14:59:51)
Дата 23.06.2005 15:02:19

Re: И как...

Пора нам от нее отказываться.

Об чём и звон.



>С уважением,

От DenisK
К Паршев (23.06.2005 15:02:19)
Дата 23.06.2005 17:16:26

А! Есть вопрос

Вот этот контроль за ЯО он обоюдный или только американский в обмен на финансовую помощь?
Насколько я понимаю ситуацию к нам на объекты ездят время от времени коммисии госдепартамента что то там нюхать.
Наши тоже ездят?

Вообще, где бы нормативные документы на эту тему почитать?

С уважением, ДенисК

От alex63
К DenisK (23.06.2005 17:16:26)
Дата 23.06.2005 17:36:48

Попробую ответить

>Вот этот контроль за ЯО он обоюдный или только американский в обмен на финансовую помощь?
>Насколько я понимаю ситуацию к нам на объекты ездят время от времени коммисии госдепартамента что то там нюхать.
Есть межправительственное соглашение, где с российской стороны выступает Минобороны (ответственное 12 Главное Управление), а с американской Министерство энергетики (Department of Defence), которое как известно вопросами энергетики никогда не занималось.
В принципе, основная задача проекта - создание в России автоматизированной системы учета и контроля ядерных материалов. Оплачивает проект DOD.

>Наши тоже ездят?
Тут дело такое. Ездить то наши ездят, но им показывают, к примеру, оболочку базы данных, под которой будет создана такая автоматизированная система. А их визиты - это нечто вроде аудита, как потрачены деньги американских налогоплательщиков. Соответственно, хотят посмотреть систему в действии и получить максимум полезной информации. Наша задача при этом максимально потратив денег выдать минимум информации, а ещё лучше ввести "партнёров" в заблуждение. То есть здесь уж кто кого, э-э-э, в общем перехитрит.
>Вообще, где бы нормативные документы на эту тему почитать?
В Минобороне или в DOD. Только допуск соответствующий не забудьте оформить.

>С уважением, ДенисК
С уважением...

От DenisK
К alex63 (23.06.2005 17:36:48)
Дата 23.06.2005 18:16:23

Гм. Гм. Гм. Могу только согласится с ув. Паршев

А Адамов значит в эту игру как бы проиграл?

С уважением, ДенисК

От А.Никольский
К DenisK (23.06.2005 18:16:23)
Дата 23.06.2005 18:26:09

Адамов - это не 12-е управление

У Минатома-Росатома своя программа с министерством энергетики США.
Вообще по поводу пресловутого "допуска" на объекты 12-го ГУ было постановление правительства еще 2003 г, где это предписывалось для 12-го управления (чтоб американцы удостоверились в том, что их деньги ушли по назначению), но оно его не выполнило.
С уважением, А.Никольский

От DenisK
К А.Никольский (23.06.2005 18:26:09)
Дата 24.06.2005 15:29:48

Да та же самая по сути игра...


>У Минатома-Росатома своя программа с министерством энергетики США.
>Вообще по поводу пресловутого "допуска" на объекты 12-го ГУ было постановление правительства еще 2003 г, где это предписывалось для 12-го управления (чтоб американцы удостоверились в том, что их деньги ушли по назначению), но оно его не выполнило.
...разве что роль министерской личности в этой истории больше.
"За деньги мы покажем вам пару наших секретов".
Ну то есть безопастность безопастностью конечно - только если в России случится ещё один Чернобль вряд ли это американцев до слёз расстроит.
Боятся что боеголовку сопрут, но мы и сами этого боимся не меньше, вряд ли эта самая база данных, вводимая на объектах МО система - кардинально безопастность наших объектов способна повысить.

>С уважением, А.Никольский
С уважением, ДенисК

От Паршев
К DenisK (23.06.2005 17:16:26)
Дата 23.06.2005 17:34:13

Необоюдный

и техдокументацию построенного на их деньги им дают.
Нигде не почитаете.