От columbus2
К All
Дата 22.06.2005 12:15:49
Рубрики WWII; ВВС;

На Днепропетровщине нашли подбитый в 1941-м самолет

Здраствуйте!
Сбитый под Днепродзержинском в августе 1941 года советский самолет жители села Романково обнаружили совершенно случайно. Связались с директором благотворительного фонда "Память" Василием Черномором, который тут же организовал раскопки.



Из-под корней высоченных акаций Самышиной балки подняли куски дюралюминиевой обшивки корпуса, почти истлевшие навигационные приборы, остовы двух моторов, пропеллеры, чуть поодаль - неразорвавшуюся бомбу, два авиационных пулемета ШКАС и множество патронов к ним. А еще (в хвостовой части фюзеляжа) - останки летчика. Эксперты фонда определили, что это был скоростной бомбардировщик ББ-22 (Як-4). Судя по неиспользованному боекомплекту, машина еще только шла на бомбометание. Позже в селе нашелся и очевидец гибели самолета. Григорию Ивановичу Коваленко в 41-м было семь лет.

- В небе тогда разгорелся большой бой, - вспоминает старик. - В нем участвовало около двух десятков самолетов. Сначала сбили один самолет, он упал на хату по улице Челюскина. За ним в небе загорелся второй и стал падать как раз на хату нашего соседа деда Головко. Но в последний момент летчик сумел отвести горящую машину от села в балку. Когда самолет врезался в землю, к нему тут же подкатили двое немцев на мотоцикле. Они стащили с мертвого пилота планшетку с картами и тут же дали деру. А через несколько секунд взорвались бензобаки. В ту же ночь двое местных стариков вытащили из сгоревшей машины погибшего пилота и тайком от фашистов похоронили его в сливняке. А вот останки стрелка-радиста так и пролежали в подорвавшемся самолете еще 64 года. Городские власти Днепродзержинска решили предать их земле сегодня, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны.








МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Василий ЧЕРНОМОР, директор благотворительного фонда "Память", секретарь комиссии по увековечиванию памяти жертв войны и политических репрессий Днепропетровской облгосадмрнистрации:

- К сожалению, никаких документов погибшего мы не нашли. Только часы, остановившиеся в момент, когда самолет врезался в землю, они показывали 15 минут четвертого. Однако надеюсь, что пролить свет на судьбу экипажа этого ББ-22 нам поможет бирка с радиатора. На ней сохранились данные завода, выпустившего "изделие № 108 622", а также дата постройки - октябрь 1938 года. Мы уже выслали запрос с копией пластинки в Центральный архив Минобороны России.


Павел ДИНЕЦ, "Комсомольская Правда"


www.kp.kiev.ua




Best regards! Всех благ!
http://www.vo-is.net/

От Kranich
К columbus2 (22.06.2005 12:15:49)
Дата 22.06.2005 14:59:45

Это СБ?

Я просто в авиатехнике полный нуль :(

От Роман (rvb)
К Kranich (22.06.2005 14:59:45)
Дата 22.06.2005 15:02:09

Там же русским языком написано, что не СБ, а Як-4

Машина более редкая, но тем не менее достаточно известная:





S.Y. Roman ( Холмовцы:
http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )

От Alexeich
К Роман (rvb) (22.06.2005 15:02:09)
Дата 23.06.2005 14:52:41

Re: Там же...

:)))
У меня в одной из "Мурзилок" о Люфтваффе (переиздание чего-то американского для подростков) нижняя картинка фигурирует в качестве (по памяти): "Редкая фотография Ме-210, переданного румынским ВВС. Еще не нанесены опознавательные знаки".

От badger
К Роман (rvb) (22.06.2005 15:02:09)
Дата 22.06.2005 20:13:15

Як-4 - это ББ-22бис, ББ-22 - это Як-2

Серъезные сомнения что это мог быть СБ всё же существуют, первые серийные ББ-22 пошли лишь в конце 39 и табличка от мотора 38 года выпуска на них маловероятна.

К августу 41 практически все Як-2/4 были уже потеряны.

В другой версии рассказа:

http://games.tenet.ua/board/index.php?act=ST&f=51&t=8596&

присутствует третий член экипажа(которого не могло быть на Як-2/4), выпрыгнувший с парашютом, там же есть и фотографии остатоков самолёта(в том числе и таблички).

От Alexeich
К badger (22.06.2005 20:13:15)
Дата 23.06.2005 14:49:09

Re: Як-4 -...


>Серъезные сомнения что это мог быть СБ всё же существуют, первые серийные ББ-22 пошли лишь в конце 39 и табличка от мотора 38 года выпуска на них маловероятна.

Напрягают упоминавщаяся статье "дюралюминиевая обшивка корпуса" и "стрелок-радист в хвостовой части фюзеляжа".
Если о СБ еще как-то можно сказать, что стрелок - в хвостовой части, то о ББ-22 уж никак.
Хотя м.б. издержки журноламерства, сказал же эксперт - ББ-22.

От Роман Алымов
К Alexeich (23.06.2005 14:49:09)
Дата 23.06.2005 19:21:34

Понятние хвостовой части условно (+)

Доброе время суток!

Судя по картинкам, там должно было остаться мало чего, и правильнее говорить что нашли "среди обломков хвостовой части" - ну а где эе им ещё быть, когда самолёт превращается в блин...

С уважением, Роман

От FVL1~01
К badger (22.06.2005 20:13:15)
Дата 22.06.2005 21:44:20

КАк раз ВЕРОЯТНА

И снова здравствуйте
>Серъезные сомнения что это мог быть СБ всё же существуют, первые серийные ББ-22 пошли лишь в конце 39 и табличка от мотора 38 года выпуска на них маловероятна.

Мотор если М-103 то как раз в 1938 и мог быть выпущен - в задел на переоборудование СБ с М-100 в ходе ремонтов.
Но скорее это все же правда СБ = слишком мало бы от ЯК-2 сохранилось бы. Сгнил.

С уважением ФВЛ

От badger
К FVL1~01 (22.06.2005 21:44:20)
Дата 26.06.2005 02:22:43

Re: КАк раз...

>Мотор если М-103 то как раз в 1938 и мог быть выпущен - в задел на переоборудование СБ с М-100 в ходе ремонтов.

И что - иотор бы год лежал бы?


>Но скорее это все же правда СБ = слишком мало бы от ЯК-2 сохранилось бы. Сгнил.

Рама стальная должна была бы остаться имхо.

От Роман (rvb)
К FVL1~01 (22.06.2005 21:44:20)
Дата 23.06.2005 11:26:24

Re: КАк раз...

>Но скорее это все же правда СБ = слишком мало бы от ЯК-2 сохранилось бы. Сгнил.

Капоты и ферма фюзеляжа. Кстати, посмотреть бы на обломки - думаю, было бы понятно, что определить реально было бы.

S.Y. Roman ( Холмовцы:
http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )

От badger
К Роман (rvb) (23.06.2005 11:26:24)
Дата 26.06.2005 02:24:51

Re: КАк раз...

>Капоты и ферма фюзеляжа. Кстати, посмотреть бы на обломки - думаю, было бы понятно, что определить реально было бы.

По ссылке чуток обломков видно:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/co/1057240.htm

От Kranich
К Роман (rvb) (22.06.2005 15:02:09)
Дата 22.06.2005 18:59:03

Спасибо, понял. (-)