|
От
|
Dassie
|
|
К
|
Михаил Мухин
|
|
Дата
|
16.06.2005 19:27:29
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Дело было примерно так.
1) В конце июня 1944 американско-советскую авиабазу под Полтавой разбомбили немцы, примерно на месяц она вышла из строя.
2) В середине августа американцы хотели использовать ее для массированного челночного полета с целью бомбардировки немецких позиций в Варшаве и под Варшавой, а заодно для сброса грузов в помощь восставшим, но Гарримана срочно вызвали в советский МИД и, мягко говоря, решительно отказали в просьбе использовать аэродром под Полтавой. Причем, вовсе не по техническим причинам. Как раз в это время Сталин
(примерно с 10 августа до 10 сентября) материл восстание как авантюру, об этом он писал Миколайчику и Черчиллю весьма похожими словами 16 августа.
3) Примерно 10 сентября Сталин изменил свое отношение к ситуации в Варшаве, и начались (13-го) советские сбросы в помощь повстанцам, а также было разрешено американцам использовать Полтаву.
Американцы аж не ожидали. В итоге,
единственный челночный американский массированный сброс состоялся 18 сентября (более 100 самолетов), повстанцам досталось примерно 15 процентов груза.
Советских самолето-вылетов в помощь восстанию было более 4000, из них 2500 - сбросы, остальное - бомбардировки и вроде разведка. Эффективность сбросов тоже была невысокой.
4) Американцы и англичане сбрасывали грузы и без челночных полетов, самолеты стартовали в августе с аэродромов в Англии и Италии. Потери были большими, из-за этого сбросы были нерегулярными (эффективность также была невысокой).
Конкретные таблички на тему количества сбросов и их эффективности есть в польской книжке Кирхмайера о Варшавском восстании, цифры есть также в мемуарах Штеменко и Рокоссовского, а также в переведенной книжке Назаревича.
Дасси.