От Dassie Ответить на сообщение
К Михаил Мухин
Дата 16.06.2005 19:27:29 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Дело было примерно так.

1) В конце июня 1944 американско-советскую авиабазу под Полтавой разбомбили немцы, примерно на месяц она вышла из строя.

2) В середине августа американцы хотели использовать ее для массированного челночного полета с целью бомбардировки немецких позиций в Варшаве и под Варшавой, а заодно для сброса грузов в помощь восставшим, но Гарримана срочно вызвали в советский МИД и, мягко говоря, решительно отказали в просьбе использовать аэродром под Полтавой. Причем, вовсе не по техническим причинам. Как раз в это время Сталин
(примерно с 10 августа до 10 сентября) материл восстание как авантюру, об этом он писал Миколайчику и Черчиллю весьма похожими словами 16 августа.

3) Примерно 10 сентября Сталин изменил свое отношение к ситуации в Варшаве, и начались (13-го) советские сбросы в помощь повстанцам, а также было разрешено американцам использовать Полтаву.
Американцы аж не ожидали. В итоге,
единственный челночный американский массированный сброс состоялся 18 сентября (более 100 самолетов), повстанцам досталось примерно 15 процентов груза.

Советских самолето-вылетов в помощь восстанию было более 4000, из них 2500 - сбросы, остальное - бомбардировки и вроде разведка. Эффективность сбросов тоже была невысокой.

4) Американцы и англичане сбрасывали грузы и без челночных полетов, самолеты стартовали в августе с аэродромов в Англии и Италии. Потери были большими, из-за этого сбросы были нерегулярными (эффективность также была невысокой).

Конкретные таблички на тему количества сбросов и их эффективности есть в польской книжке Кирхмайера о Варшавском восстании, цифры есть также в мемуарах Штеменко и Рокоссовского, а также в переведенной книжке Назаревича.

Дасси.