|
От
|
Marat
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
01.06.2005 12:28:12
|
|
Рубрики
|
Спецслужбы; Армия;
|
|
Очередная статья о "войнах нового поколения"
Приветствую!
теперь и в Известиях отметились
http://www.izvestia.ru/comment/article1833752
ЛИЦО СЕГОДНЯШНЕЙ ВОЙНЫ
14:37 31.05.05
В Вашингтоне состоялось не очень заметное событие - заседание российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом. На самом деле сотрудничество с нами в этой области рассматривается как одно из самых важных партнерств для США в мире. Выступая на днях, директор ФБР Роберт Мюллер говорил о российском Беслане столь же серьезно, как и о своем 11 сентября. Американцы стараются сделать все, чтобы трагедия не повторилась. Они развивают свою разведку, вкладывают огромные деньги в техническое обеспечение и строят партнерские отношения с союзниками по всему миру. Но и в Америке есть специалисты, считающие, что смысл происходящего понимается недостаточно, а масштаб угрозы недооценивается. По сути говорить сегодня нужно о войне, причем совершенно нового типа.
Еще в 1989 году военный аналитик Уильям Линд и его коллеги опубликовали статью о "меняющемся лице войны". За небольшой исторический срок со времен Наполеона военное дело изменилось до неузнаваемости. В конце ХVIII века солдаты ходили в бой колоннами, чтобы усилить огневую мощь гладкоствольного оружия. С изобретением нарезных винтовок, колючей проволоки и возможностью снабжения по железным дорогам возникла система, знакомая нам по картинам окопной войны в Первую мировую - когда "артиллерия побеждала, а пехота потом занимала территорию". Танки Гудериана и Роммеля олицетворяли блицкриг - маневренную войну третьего поколения.
Что же такое "войны четвертого поколения"? Здесь мнения расходятся. Это техника, говорят одни, сверхточная, сверхминиатюрная и сверхсовременная. Ракеты, влетающие в форточку. Мощные бомбы, которые можно переносить в кармане. Роботы, способные без участия человека - и без потерь - осуществлять сложные военные операции. Однако другие эксперты считают, дело не только в техническом превосходстве - или совсем не в нем. Война четвертого поколения нацелена не на разрушение материальных объектов, а прямо на то, чтобы сломить волю противника. Это асимметричная война партизан, религиозных сообществ, наркомафий и им подобных структур против государств, в которой государства, как правило, проигрывают. Это война, в которой нет разделения на военных и мирное население. PR-война в сопровождении корреспондентов, каждое событие которой не только показывается на экране телевизора, но часто происходит в реальном времени, для того чтобы граждане страны-противника сказали: "Довольно, мы устали от всего этого ужаса, давайте оставим этих людей в покое".
Полковник Томас Хэммз из Университета национальной обороны США опубликовал книгу под названием "Праща и камень", на обложке которой палестинский мальчик, бросающий - перед объективом фотоаппарата - камень в израильский танк. Тактика палестинцев во время интифады заключалась в том, чтобы тиражировать по всему миру картинку безоружных детей и женщин, сопротивляющихся армии Израиля. Используя такую тактику, говорит полковник, в конце концов мальчик оказывается сильнее танка.
Пока такие эксперты в меньшинстве, хотя в мире к ним все больше прислушиваются. В целом же по инерции продолжает действовать логика и лоббирование военно-промышленного комплекса, направленные на укрепление вооруженных сил старого типа. Что касается нас, наведение порядка в Российской армии (создание прочного фундамента сержантского состава и другие такие меры) крайне необходимо, но - словами известного военного журналиста Александра Гольца - это даст нам только хорошо подкованную кавалерию. Обеспечение безопасности сегодня - большая социально-политическая задача. И поскольку "целью поражения" в войне четвертого поколения является не военная техника, а все мы, наше психическое состояние и общественное мнение, то мы должны участвовать в ее решении не меньше, а, пожалуй, больше военных.
Вячеслав Широнин, директор Центра развития малого и среднего бизнеса при АНХ при правительстве РФ