От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К Eugene Ответить по почте
Дата 27.05.2005 12:35:57 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Все сложнее

Гвардия времен ПМВ - в некотором роде пережиток, несущий на себе целые пласты привнесенных прошлыми веками назначений.

Первоначально, в европейских странах, гвардия - это единственная регулярная часть при короле ("скара"), которая всегда под рукой (в отличие от феодального ополчения). Она весьма часто была иноземного происхождения. Затем, с появлением наемной армии, возникает вопрос - куда девать собственный военный класс, т.е. рыцарей. Гвардия становится регулярным подразделением, набираемым только из дворян и тем противопоставляется остальной наемной армии; при этом во многих странах остаются охранные гвардейские части из лично преданных чужеземцев, не имеющих интересов.

В Московии роль гвардии поначалу выполняла "царская тысяча", "поселенная" в радиусе 100 верст от Москвы. Затем кажется именно в России, появилась уникальная традиция формировать гвардию из "потешных" (Преображенский, Семеновский, Павловский гренадерский); но весь XVIII век основу гвардейцев все же составляли дворяне. Вероятно, Фридрих II ввел традицию выбирать в гвардию наиболее рослых рекрут - для парадов и их предположения, что рослого гренадера скорее испугаются на поле битвы, чем мелкого.

Постепенно гвардия становится кадровой кузницей офицерского состава регулярных армий, своего рода военным училищем; в ней проходят службу дворяне, которых потом с повышением в два чина выписывают в армию.

Наконец, примерно с Наполеоновских войн, в гвардию начинают набирать отборных по своим боевым качествам солдат для использования в виде "последнего аргумента" на поле сражения, прежде всего - для штыковой атаки.

Параллельно развивается иная тенденция - перевод в гвардию наиболее отличившихся солдат, в качестве поощрения. По этой причине в гвардии оказываются впредставлены все рода и виды войск, включая флот и артиллерию.

Это позволяет формировать гвардию в отдельные корпуса, подобные армейским.

К моменту возникновения массовых армий сама концепция "последнего аргумента" становится неэффективной. Действительно, о каком "аргументе" можно говорить, если наступающие части несли потери до 200-300% личного состава за одну операцию?

Поэтому, конечно, нужно было гвардию оставить в Петербурге, обкатывать полк за полком на спокойных участках фронта (чтобы предупредить падение морали) и вновь возвращать в столицу - охранять престол. Беда в том, что у нас у власти стоял не Макиавелли, а Николай II - экзальтированный, совестливый и сентиментальный человек, который и великих княжон корпию щипать загнал, и гвардию послал в то же пекло, что и прочие части, и от власти отрекся при малейшем народном неудовольствии.

В советское время гвардию восстановили на новой основе, просто для того чтобы создать несколько (очень немного) выделенные из основной массы войска, в которые направляются чуть более качественные контингенты призывников, чуть больше оклады и т.д. В общем, по чисто наполеоновскому принципу.

Константин Дегтярев, http://fershal.narod.ru