От Oleh Nemchinov Ответить на сообщение
К Oleh Nemchinov Ответить по почте
Дата 24.05.2005 15:46:10 Найти в дереве
Рубрики Артиллерия; Версия для печати

И ещё

76-мм мотоциклетная пушка (МПК) была спроектирована в начале 1931 г. Она предназначалась для вооружения разведотрядов и «стратегической конницы». Заряжание пушки производилось с казенной части. Подъемный механизм винтовой. Винт действовал на рычаг, укрепленный на правой цапфе пушки. Поворотный механизм винтового типа. МПК могла стрелять из двух положений: верхнего и нижнего.
Данные МПК
Ствол
Калибр, мм 76,2 I
Длина ствола с воронкой, мм/клб 2060/27
Диаметр сопла (внутренний), мм 62
Объем каморы, дм 31,6
Глубина нарезов, мм 0,76
Лафет Верхнее положение Нижнее положение
Угол ВН, град +3740' '.... +12
Угол ГН, град... -6 (влево); +7°10' (вправо) -2(влево); +6 (вправо)
Высота системы, мм: в походном положении 550
в боевом положении при угле 0° 920
Вес ствола без затвора, кг 78,1
Вес затвора, кг 4,9
Вес трубы, кг 9,4
Вес станка, кг | 61,6
Вес всей установки (без мотоцикла), кг 170,4
Скорость по шоссе, км/час 60
Скорострельность, выстр/мин 4-6
Расчет, чел 2
Запас патронов, возимый на мотоцикле . 6
Время перехода из походного: в боевое (верхнее) положение, с. 40—60
в нижнее положение, с 30
Время перехода из верхнего положения в походное, с 30—40
В боекомплект МПК входили штатные снаряды от 76-мм дивизионных пушек как дальнобойные, так и дореволюционного образца. Кроме того, имелись и специально спроектированные для пушек Курчевского легкие снаряды: осколочный весом 4,5 кг и бронебойный весом 3,5 кг. Для всех снарядов использовался одинаковый штатный заряд 0,95 кг пороха ПКО.
Гильзу патрона МПК взяли от 3-дюймовой пушки обр. 1902 г. У этой гильзы расточили дно (диаметр отверстия стал 60 мм) и проделали боковое отверстие для капсюля на расстоянии 14 мм от переднего среза гильзы. На фланце сделали выточку, в которую входила шпонка на экстракторе. Дно гильзы закрывалось деревянным поддоном.
Малая скорострельность МПК — это следствие неудобства заряжания, так как приходилось совмещать вырез на фланце гильзы со шпонкой на выбрасывателе, чтобы совместить запальное отверстие в стволе и гильзе.
Первая 76-мм система МПК прибыла на НИАП без мотоцикла и с 12 сентября 1931 г. по 15 декабря 1931 г. была испытана 109 выстрелами зарядом 0,95 кг ленточного пороха ПКО. Снаряды: бронебойный весом 3,5 кг и осколочный весом 4,575 кг с 22-секундной трубкой.
В ходе испытаний на НИАПе выяснилось, что максимальный угол стрельбы с мотоцикла составлял +37°40'. При стрельбе бронебойным снарядом весом 3,5 кг 40-мм цементированная броневая плита с расстояния 1000 м по нормали не пробивалась, 30-мм цементированная плита с расстояния 1000 м проламывалась при целом снаряде.
76-мм МПК проходила войсковые испытания в июле 1932 г. в московской Пролетарской стрелковой дивизии и 4-й кавалерийской дивизии. Результаты удовлетворительные. Пушка при выстреле подпрыгивала. Затвор заедал вследствие неполного сгорания пороха.
На вооружение система не принята ввиду малой проходимости мотоцикла. («Харлей Давидсон» проектировался как полицейский мотоцикл с мощным двигателем, но обладал малой проходимостью.)
На 1932 г. заводу № 7 выдали заказ на 25 МПК. В 1932 г. было изготовлено 22 МПК, а сдано 14. Больше заказы на МПК не выдавались.
В начале 1932 г. Курчевским для мотомеханизированных частей была спроектирована 76-мм самоходная пушка (СПК). Пушка устанавливалась на тумбе в трехосном легковом автомобиле «Форд». В некоторых документах эта система именовалась СУ-4.
Ствол пушки устроен одинаково с 76-мм МПК. Баллистика и боекомплект также одинаковы с МПК. Первый опытный образец установки не имел щита, позже появился небольшой щит.
Данные установки СПК
Калибр, мм 76,2
Длина ствола с воронкой, мм/клб . 2033/27
Угол ВН, град (-15); +25
Угол ГН, град 240
Вес тела орудия с затвором, кг 75,9*
Вес затвора, кг 12,6*
Вес тумбы без щита, кг 49,8*
Вес щита, кг 27,8*
Вес орудия в боевом положении, кг 160,6*
* Данные опытного образца, испытанного в июле 1932 г.
Испытания опытного образца СПК были начаты 10 апреля 1932 г. на полигоне «Выстрел» в Кунцеве.
Тумба с пушкой снималась с автомобиля и могла вести огонь с грунта. При стрельбе с грунта максимальный угол возвышения без подкапывания составлял 19°30'. Под шасси автомобиля «Форд» была подведена вторая ведущая ось. Для увеличения проходимости на задние колеса надевалась легкая съемная гусеница. Без гусениц по шоссе автомобиль с пушкой развивал скорость до 90 км/час.
При стрельбе с автомобиля скорострельность составляла до 10 выстр/мин. Было сделано несколько выстрелов с ходу при скорости 15—20 км/час.
При стрельбе с автомобиля угол горизонтального наве-I дения составлял 240° (вперед и вбок), сектор в 120° назад не обстреливался.
После испытаний в Кунцеве СПК сделала пробег по маршруту Москва — Ленинград — НИАП со средней скоростью 37 км/час. Затем последовали испытания на НИАПе. Акт об их завершении был подписан 22 июля 1932 г.
Войсковые испытания СПК были проведены в московской Пролетарской стрелковой дивизии и 4-й кавалерийской дивизии, по результатам которых СПК была принята на вооружение кавалерийских и мотомеханизированных частей.
Первоначально планировалось вести серийное производство СПК на заводе № 8. В 1933 г. завод имел план на 25 СПК, но ни одной пушки не сдал.
В 1934 г. заводу № 7 было поручено освоить производство СПК. На 1934 г. ему заказали 100 СПК, но вскоре с согласия заказчика систему сняли с производства «ввиду ее несовершенства». По отчету завода № 7 за 1934 г. было изготовлено всего 7 СПК.
На 1935 г. заводу № 7 было заказано 110 СПК, а сдано под пломбу в течение года 20. Трубы и сопла для завода № 7 изготавливал завод «Большевик».
В 1935 г. завод № 38 должен был приступить к изготовлению и монтажу 50 СПК.на автомобилях.
Сколько всего было изготовлено систем — установить невозможно. Во всяком случае, к 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 85 годных СПК. В ходе Зимней войны 1939—1940 гг. финнам удалось захватить одну установку СПК.
Данные об участии СПК или каких-либо других пушек Курчевского в Великой Отечественной войне отсутствуют.