|
От
|
Sav
|
|
К
|
Геннадий
|
|
Дата
|
20.05.2005 15:57:29
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Про царя в голове
Приветствую!
> Позволю себе присоединиться к мысли Р.Храпачевского «…ГОСУДАРЬ для ВСЕХ, значение которого стало реально понятным русским только после жестоких уроков татарщины …»
Ага, только, как мне кажется, Роман несколько упрощает связь между уроками татарщины и массовым "прозрением" русских. В этом смысле существенно полезным для дела построения единого госудасртва, как мне кажется, были не уроки, а последствия татарщины (и литовщины).
А именно, в результате разорения южнорусских княжеств появилось значительное количество бывшей земской и дружинной знати, которая утратила средства для поддержания своего социального статуса. В поисках таковых они поступали на службу к князьям московским, а те, не будь дураки, поставили дело так, что бы максимально усложнить процесс "оседания дружинников на землю". Соотвественно, возникли качественно иные отношения между князем-владельцем земли и служивым сословием внутри государства-княжества - князь стал не просто первым среди равных или ьам военным вождем, а владельцем и подателем благ.
В области внешней политики это вылилось в экспансию по отношению к соседям - чем больше земли у князя, тем больше и лучших он сможет привлечь дворян. Чем больше земли у владетельного князя - тем большие и лучшие кормления получат все служащие ему князья, бояре и дворяне. Вот такая вот крепкая смычка получилась.
Плюс к этому проникновение христианского сознания в массы, как следствие смена идеологических установок и осознание роли Государя, как защитника всех христиан и т.д и т.п.
Впрочем, я тоже упрощаю - все было еще сложнее.
Заранее спасибо всем ответившим, Савельев Владимир