|
От
|
nebo
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
04.05.2005 20:24:14
|
|
Рубрики
|
Флот; 1941;
|
|
А.А. Сергеев "Германские подводные лодки в Арктике. 1941-1942"
Пр!
Нехватка в составе Северного флота боевых кораблей, полное отсутствие гидроакустических средств поиска, халатное отношение личного состава к своим обязанностям и низкая его выучка стали главными причинами безнаказанных действий германских подводных лодок на советских коммуникациях Они легко проникали в Белое море, вели наблюдение за судоходством вблизи портов и военно-морских баз, а так же постоянно использовали радиостанции, докладывая командованию о резин татах своих действий. В течение августа им удалось потопить четыре советских корабля и один полностью вывести из строя. В свою очередь Северный флот повредил лишь одну германскую подводную лодку, да и то случайно. Его корабли и самолеты упорно не замечали настоящего противника, но регулярно наносили удары друг по другу или сражались с привидениями. В качестве примера можно привести следующие случаи:
1 августа 1941 года подводная лодка К-1 (капитан 2-го ранга М.П. Августинович) вышла к острову Новая Земля для поиска и уничтожения кораблей противника. На третий день она заняла позицию в районе пролива Карские Ворота и приступила к выполнению задания.
Утром 4 августа лодка маневрировала на перископной глубине в точке с координатами Ш= 69° 52' N Д= 57° 54' Е. В 08.49 командир обнаружил на траверзе правого борта мачты двух рыболовных траулеров. Не утруждая себя определением их национальной принадлежности, он объявил торпедную атаку и в течение получаса пытался занять удобную позицию для залпа. Сделать это не удалось, и в 09.17 К-1 всплыла в надводное положение. Ее появление вызвало переполох среди советских рыбаков. Считая, что перед ними германская подводная лодка, траулеры дали полный ход и попытались скрыться. К-1 начала преследование, открыв огонь из 45-мм орудия. Первые же снаряды легли в непосредственной близости от кораблей, заставив их застопорить машины. Только теперь Августинович, наконец, опознал в предполагаемом противнике советских рыбаков. Оставив их в полном недоумении, К-1 срочно ушла под воду и изменила курс.
5 августа в районе губы Белушья К-1 была обнаружена в надводном положении советским самолетом "Дорнье-Валь"' *
* Вторая авиагруппа Северного флота была сформирована 1.08.41 и состояла в основном из самолетов полярной авиации. Среди них было четыре «Дорнье-Валь», три из которых осенью 1941 года базировались в губе Белушья (о. Новая Земля). Эти самолеты имели на вооружении два пулемета ШКАС и ротиволодочные бомбы. Пилотировали их летчики Попов, Михельсон и Сурнин. Командовал 2-ой авиагруппой полковник И.П. Мазурук.
состава 2-ой авиационной группы. Августинович попытался обменяться с ним опознавательными сигналами, выпустив красные ракеты. Это смутило летчиков, не знавших условные сигналы, но имевших приказ уничтожать все военные корабли в этом районе. Не решившись сбросить бомбы, они в 22.55 обстреляли лодку из пулеметов ШКАС, а затем в течение полутора часов кружили над ней, ведя наблюдение. Израсходовав горючее, самолет вернулся в губу Белушья. Позднее в этом инциденте обвинили командира 2-ой авиагруппы полковника И.П. Мазурука, хотя вся вина за произошедшее лежала на высшем руководстве Северного флота, неспособном координировать действия кораблей и авиации.
Утром 8 августа К-1 заняла позицию №-3 в районе пролива Маточкин Шар. Противника здесь тоже обнаружить не удалось, но случилась очередная неприятность. Во время срочного погружения заклинило горизонтальные рули и лодка на глубине 55 метров врезалась носовой частью в грунт. От сильного удара были деформированы носовые волнорезы, а в аккумуляторах расплескался электролит. Для исправления полученных повреждений К-1 вынуждена была зайти в пролив Маточкин Шар и встать на якорь у мыса Лагерный. Часть экипажа высадилась на берег, распугав местных промысловиков, которые вначале приняли их за немцев.
13 августа К-1 вернулась в Полярный, так и не добившись результата. Тем не менее ее крайне неудачные действия получили высокую оценку командира бригады подводных лодок СФ капитана 1-го ранга Н.И. Виноградова.
4 сентября два самолета МБР-2 из состава 49-й авиаэскадрильи вылетели на разведку Белого моря с о-ва Моржовец. В 08-00 у мыса Канин Нос летчик и штурман ведущего самолета
обнаружили на поверхности воды масляные пятна. Решив, что их оставляет подводная лодка противника, идущая на глубине, они произвели бомбометание, но результатов атаки не наблюдали.Вернувшись на базу, самолеты пополнили боезапас и в 12.00 вновь вылетели к месту обнаружения масляных пятен. На этот раз им удалось разглядеть не только их, но и «перископ неизвестной субмарины». Сбросив на него две бомбы ПЛАБ-100, летчики вернулись на о. Можовец. В 16-00 на уничтожение «подводной лодки» вылетело уже четыре машины. На месте первых двух атак, они сбросили семь бомб и наблюдали увеличение масляного пятна. Можно предположить, что самолеты бомбили затонувшее судно, находившееся на небольшой глубине.*
5 сентября тральщики ТЩ-33 и ТЩ-42 были атакованы "неизвестной подводной лодкой" во время тральных работ в Кильдинском проливе. Моряки заметили след "торпеды", прошедшей вблизи кормовой части ТЩ-33. Освободившись от тралов, оба корабля сбросили и месте предполагаемого нахождения подводной лодки 18 глубинных бомб. Результатом этой атаки стала потеря обоих тралов, один из которых затонул, а другой получил серьезные повреждения.
9 сентября эсминец "Урицкий", возвращаясь из Белого моря в Кольский залив, обнаружил в точке с координатами Ш= 68° 21' N Д= 41° 08' Е предмет похожий на перископ подводной лодки. Временами он исчезал в волнах, а затем вновь появлялся на поверхности. Надо полагать, что это было плавающее бревно, вынесенное штормом в открытое море. С 06.43 по 06.59 эсминец дважды выходил по нему в атаку, но уничтожить так и не сумел. Предмет продолжал упорно появляться из воды, нервируя сигнальщиков. Наконец после получения очередного доклада о перископе, командир "Урицкого" не обращая на это внимания, приказал лечь на генеральный курс 230° и следовать по назначению.
18 сентября подводная лодка М-172 (капитан-лейтенант И.И. Фисанович) вышла из Полярного в очередной боевой поход. На следующий день из-за сильного шторма и полученных в результате него повреждений, Фисанович принял решение укрыться в бухте Цып-Наволок (п-ов Рыбачий). О своем решении он не сообщил командованию, что стало причиной опасного боевого столкновения.
В 12.51 19 сентября М-172 подошла к мысу Цып-Наволок в подводном положении и стала всплывать. В этот момент она была обнаружена сторожевым кораблем "Заря", который тоже укрылся в бухте от сильного шторма. Он немедленно обстрелял лодку из артиллерии и, снявшись с якоря, начал сближение.
* 4 сентября 1941 года о Белом море находилась только одна германская подводная лодка U-752, но атакам с воздуха она не подвергалась.
М-172 СРОЧНО ушла под воду и изменила курс. В 13.41 на месте ее погружения сторожевик сбросил 9 глубинных бомб, которЫе не причинили лодке никаких повреждений.
7 октября подводная лодка С-101 (капитан 3-го ранга В.К. Векке), совершавшая переход из Архангельска в Полярное, подверглась атаке самолетов МБР-2 из состава 49-ой авиаэскадрильи. Оповещение о переходе лодки было дано оперативным дежурным штаба БВФ 6 октября. Однако из-за халатного отношения к своим обязанностям специалиста скрытой связи младшего сержанта А.И. Фотина командование 49-ой авиаэскадрильи не получило этого оповещения. Экипажи самолетов были выпущены в воздух, не зная о переходе в районе их патрулирования советской подводной лодки. В свою очередь командир С-101, получая инструктаж в первом отделе штаба БВФ, не был предупрежден о возможной встрече со своими самолетами.
8 08.15 два самолета МБР-2 вылетели на разведку моря по маршруту оз. Ижма — Красногорское — Лахта. В 09.15 к северу от мыса Керец они обнаружили подводную лодку С-101 шедшую в надводном положении со скоростью б узлов Сблизившись с ней на расстояние 5-6 миль, ведущий самолет дал опознавательные, выпустив одну красную ракету. В 09-23 он повторил сигнал, но вместо ответа лодка погружаться. Считая,
что перед ними противник, оба самолета произвели бомбометание, сбросив четыре ПЛАБ-100.
Из них взорвалась лишь одна бомба, но летчики могли видеть, что она угодила в цель. На поверхности воды образовалось большое пятно соляра. Сообщив по радио об атаке «вражеской» субмарины и вызвав сторожевые катера, самолеты продолжали вестинаблюдение.
С-101 следовала в надводном положении, когда сигнальщики доложили помощнику командира лодки старщему лейтенанту Е.Н. Трофимову о приближенении двух самолетов. Их тип опознать не удалось и в 09-28 подводная лодка пошла на погружение.
На глубине 12 метров, вблизи ее правого борта раздался мощный взрыв, который привел к многочисленным повреждениям и частичному затоплению пятого отсекав.С-101 потеряла управление и легла на грунт на глубине 46 метров. Разбуженный взрывом прибежал командир лодки капитан 3 ранга В.К. Векке, отдыхавший после вахты.
Он приказал осмотреться в отсеках и доложить о полученных повреждениях. Картина оказалась неутешительной. Большинство приборов вышло из строя, серьезно пострадали оба дизеля, внутрь прочного корпуса поступала вода. Несмотря на это, экипажу удалось поднять лодку на перископную глубину, а затем и всплыть в надводное положение. В 10.53 С-101 появилась на поверхности и обнаружила над собой самолет МБР-2. Пытаясь обменяться с ним опознавательными, Векке выпустил вначале одну Зеленую ракету, а затем две белых. Это был неправильный сигнал, но летчики уже знали, что перед ними своя подводная лодка и атак не производили.
В 13.00 к месту происшествия подошел эсминец "Урицкий" с командиром бригады подводных лодок на борту. С-101 вступила ему в кильватер и с креном 6-8° на правый борт, с трудом доползла до Архангельска."
Необходимо отметить, что при ошибочной атаке подводной лодки С-101, североморским летчикам удалось добиться исключительно точного бомбометания. К сожалению, во время атак германских подводных лодок, такого мастерства не наблюдалось.
25 августа 1941 г., в 21.20 плавбаза ''Мария Ульянова" вышла из Кольского залива в Архангельск. Ее сопровождали эсминцы "Куйбышев" и "Урицкий". Они не имели на вооружении гидроакустических средств поиска и создавали лишь иллюзию надежной охраны. Старшим конвоя был назначен командир "Куйбышева" капитан-лейтенант С.Н. Максимов. Проблемы начались уже ночью следующего дня, когда конвой проходил вблизи о-ва Кильдин. В 01.28 сигнальщики обнаружили за кормой силуэты трех неизвестных судов. Дистанция составляла 50 каб. и определить их класс и национальную принадлежность было весьма затруднительно. Не получив ответ на опознавательные, "Куйбышев" развернулся и пошел на сближение с предполагаемыми эсминцами противника. Одновременно Максимов приказал остальным кораблям тоже повернуть на обратный курс. Это решение вызвало недоумение у командира "Урицкого", который считал, что в случае боя "Мария Ульянова" может быть уничтожена. Взяв ответственность на себя, он приказал плавбазе отходить к берегу, а сам остался возле нее в качестве охранения.
В 02.58 "Куйбышев" опознал в неизвестных силуэтах советские тральщики и обменялся с ними опознавательными. Выяснилось, что штаб Северного флота забыл или не посчитал нужным предупредить Максимова о нахождении их в данном районе. В результате этой неразберихи конвой упустил темное время суток и вновь взял курс на Архангельск только в три часа ночи. С рассветом корабли перестроились в дневной походный "рдер. "Куйбышев" занял свое место с правого борта "Марии Ульяновой", а "Урицкий" с левого. Эсминцы шли противолодочным зигзагом на дистанции 8-10 кабельтовых.
В 06.02, когда конвой находился и точке Шш 69° 47' N Д= 22' Е (27 миль к северу от Териберского маяка), плавбаза содрогнулась от мощного взрыва. Ее кормовая часть стала разламываться в районе грот-мачты и погружаться в воду. Корабль лишился хода, получил крен на правый борт около 20°, но остался на плаву. Сразу после взрыва эсминец "Куйбышев" развернулся и на полном ходу сбросил несколько глубинных бомб. За-
тем он перешел на левый борт "Марии Ульяновой" и начал бомбометание большими сериями. Одна из них едва не уничтожу германскую подводную лодку U-571, командир которой так увлекся атакой, что забыл подумать о собственной безопасности Впрочем, на эсминце об этом даже не подозревали.
Между тем на борту терпящего бедствие парохода происходили удивительные вещи. Вместо борьбы за живучесть корабля экипаж метался по верхней палубе в одном нижнем белье. Многих взрыв застал спящими и они не успели одеться. Всюду царила растерянность, местами переходящая в панику. Каждый стремился занять место в шлюпке, забыв о своих обязанностях. Ситуация полностью вышла из под контроля. По свидетельству краснофлотцев Н.И. Варакина и И.Г. Кузьменкова причиной этому стало трусливое поведение ряда офицеров и особенно командира плавбазы лейтенанта Евдокимова. Он первым покинул корабль в шлюпке №-5, не забыв, однако, распорядиться о спасении своего личного имущества. Его примеру последовал и командир БЧ-2 младший лейтенант Гриненко. Вначале он бегал полуголый по коридору командного состава, а затем бросился в одну из шлюпок и потребовал от краснофлотцев забрать из каюты его обмундирование. К О6-30 на борту "Марии Ульяновой" практически никого не осталось. На мостике виднелась лишь одинокая фигура комиссара Иванова, который с момента взрыва молча наблюдал за происходящим. Закончив бомбометание, "Куйбышев" вновь перешел на правый борт "Марии Ульяновой". Здесь капитан-лейтенант С.Н. Максимов с удивлением обнаружил, что экипаж спешно покидает поврежденный корабль. От его борта уже отошли три шлюпки и еще одна готовилась это сделать. Неоднократный семафор с требованием вернуться, остался без внимания.
В 07.50 кормовая часть парохода отвалилась и затонула. Крен сразу уменьшился, а корма приподнялась из воды. После этого лейтенант Евдокимов наконец убедился в плавучести судна и вернулся на его борт. Остальная же часть команды продолжала удаляться от плавбазы на трех шлюпках. В них находилось 60 человек, некоторые из которых имели ранения. К 10.00 все они были подняты на борт эсминца "Куйбышев".
Получив радиосообщение о торпедировании "Марии Ульяновой", командование Северного флота выслало на помощь эсминцы "Громкий" и "Гремящий". С их помощью началась буксировка поврежденного корабля Кольский залив. Вначале ее осуществлял эсминец эсминцы, затем подошедший буксир №-1. Все это происходило под ожесточенными германских самолетов Ju-88, бомбы которых часто ложились в опасной близости от советских кораблей. Но прямых попаданий удалось избежать благодаря умелому меневрированию и зенитному огню эскадренных миноносцев.
27 августа "Марию Ульянову» привели в Териберку и через несколько дней исключили из состава Северного флота.
Дело на лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Гриненко было направлено в военную прокуратуру. Их дальнейшая судьба осталась неизвестной.
>> http://history-afr.fatal.ru<< и >> http://nebo.photofile.ru<<