От apple16 Ответить на сообщение
К Коллега Ответить по почте
Дата 19.04.2005 10:04:51 Найти в дереве
Рубрики WWI; Флот; Версия для печати

Есть МК 1996 №01

В. Я. Крестьянинов
С.В. Молодцов
Крейсер "Аскольд"
на вундере



На зиму 1914/15 года планировалось очередное учебное плавание, но начав­шаяся первая мировая война внесла кор­рективы в эти планы. 12 августа крейсе­ра «Аскольд», «Жемчуг» и пароход Добровольного флота «Полтава» вышли из Владивостока для совместных дейст­вий с силами союзников против герман­ских крейсеров на просторах Тихого океана. Незадолго до похода в командо­вание «Аскольдом» вступил капитан 1 ранга С.А.Иванов. Пополнив в Гонконге запасы угля, крейсера вышли в самосто­ятельные крейсерства для поиска паро­ходов-угольщиков, снабжавших герман­скую эскадру адмирала Шпее. «Аскольд» в районе восточнее Филиппинских ост­ровов за весь поход встретил лишь один американский каботажный пароход. По возвращении в Гонконг Иванов получил предписание следовать в Сингапур, кон­воируя транспорты с войсками и воен­ными грузами. В сентябре—ноябре «Ас­кольд» несколько раз в составе конвоев пересек Индийский океан, затем по про­сьбе союзного командования перешел в Средиземное море для действий у бе­регов Сирии и Палестины с целью унич­тожения судов противника и обстрела прибрежных пунктов, имевших военное значение. 1 декабря 1914 года сигналь­щики крейсера заметили на рейде порта Хайфа стоявший на якоре пароход. Опа­саясь мин, Иванов приказал спустить катера и протралить подход к рейду. «Ас­кольд» стал на якорь в 55 кабельтовых от берега, а к пароходу был послан ка­тер № 1 под командой мичмана С.К.Кор­нилова с досмотровой группой.

Под прикрытием наведенных на берег орудий крейсера катер подошел к борту парохода, оказавшегося германским, под названием «Хайфа» (водоизмещение 1917 т). Судно арестовали и увели в Порт-Саид.

На следующий день на рейде Бейрута катер № 1 под командой мичмана В.Штаера досмотрел и пустил ко дну взрывами двух подрывных патронов небольшой ту­рецкий пароход. Другой пароход — «Си­рия» — крейсер взял на буксир и вывел в открытое море. В это же самое время мич­ман С.Булашевич на катере № 2 наносил визиты вежливости на стоявшие на рейде американский крейсер «Норт Кэролайн» и итальянский «Калабрия».

Развести пары на «Сирии» не удалось из-за повреждений котла. Поэтому пос­ле снятия призовой команды пароход несколькими выстрелами пустили ко дну.

Не раз катера крейсера обстрелива­лись с берега турецкими войсками. В ответ орудия «Аскольда» подвергали бомбардировкам военные объекты и войска противника. 2 января огнем глав­ного калибра был разрушен железнодо­рожный мост в устье реки Эль-Берид у Триполи. В январе 1915 года на персид­ском пароходе «Персеполис» аскольдовцы задержали десять турецких военно­служащих и доставили их в Александрию.

Совместно с кораблями союзников «Аскольд» вел разведку, нес дозорную службу у турецкого побережья, высажи­вал диверсионные группы, вступая в по­единки с береговыми батареями, борол­ся с военной контрабандой, досматри­вая торговые суда у берегов Болгарии (в то время эта страна имела выход к Эгей­скому морю), Греции.

Но самым примечательным событием в карьере крейсера стало участие в Дар­данелльской операции.«Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под ко­мандованием французского контр-адми­рала Гепратта, представляя среди 200 кораблей и судов стран Антанты воору­женные силы России.

12 апреля плавсредства русского крей­сера были отправлены для высадки де­санта у Кум-Кале, а сам корабль занял назначенную точку для ведения артилле­рийского огня.

Шлюпки с «Аскольда» первыми подо­шли к берегу. Первая волна десанта ри­нулась в атаку, но тут заговорили турец­кие батареи. Аскольдовский баркас был потоплен прямым попаданием снаряда. Продвижению подразделений десанта на берегу мешал также пулемет, установ­ленный на мельнице. Но русский крей­сер первым же удачным залпом разру­шил ее, и пулемет замолк.

Никогда в своей истории он столько не стрелял: за 12 апреля было израсходо­вано 748 152-мм и 1503 75-мм снаряда. На турецкие позиции в течение дня обрушивался ураганный огонь. Находясь среди кораблей 6-й эскадры, «Аскольд» подтвердил свою хорошую репутацию, вызывая удивление союзников точностью своих залпов.

На следующий день стрельба по бере­гу продолжалась, причем в результате огня «Аскольда» и вспомогательного крейсера «Савойя» около 500 турецких солдат сдались в плен.

Об успешных действиях крейсера со­вместно с союзниками морской министр доложил царю. Николай II на докладе собственноручно написал: «Объявить командиру, офицерам и команде крей­сера «Аскольд» мою горячую благодар­ность за боевую службу».

До конца апреля «Аскольд» продолжал действовать у Дарданелл. Несколько раз он входил в пролив и вел огонь по бата­реям турок на азиатском берегу, прикры­вая союзные войска на Галлиполийском полуострове. Судьба в очередной раз благоприятствовала кораблю, уцелевше­му среди плывущих по течению мин и разрывов десятков снарядов. Рабочие команды до 70 человек матросов-аскольдовцев отправлялись в самое пекло — на Галлиполийский полуостров. Потери же экипажа русского крейсера оказались невелики: за всю Дарданелльскую опе­рацию было убито 4 и ранено 9 человек.

В мае «Аскольд» крейсировал у Бол­гарского побережья, затем совершил поход в Тулон, где был выполнен неболь­шой ремонт, и вернулся в восточную часть Средиземного моря, выполняя многочисленные поручения союзного командования.

К этому времени на Средиземноморье активизировали свою деятельность гер­манские подводные лодки. U-21 под ко­мандованием знаменитого подводника Херзинга имела возможность атаковать «Аскольд». Но командир не хотел рань­ше времени открывать свое присутствие в данном районе и стал искать более крупную цель. Его жертвами стали анг­лийские линейные корабли «Триумф» и «Маджестик». Когда же он решил, что пришла очередь пятитрубного крейсера, найти «Аскольд» ему не удалось.

20 июля в Порт-Саиде с пришедшего с Дальнего Востока минного заградите­ля «Уссури» «Аскольд» принял боезапас.

В сентябре в очередной раз он про­шел Средиземное море, доставив из Салоник в Тулон и обратно министра финансов П.Л.Барка. Во время похода министр вручил командиру и офицерам награды за блестящие действия вверен­ного им корабля.

В начале октября крейсер принял учас­тие в операции союзного флота у побе­режья Болгарии, вступившей в войну на стороне блока центральноевропейских держав.

15 января 1916 года 21 человек с «Аскольда» участвовали в союзном десан­те, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла, 20 января они вер­нулись на корабль, но для охраны русского консульства на форт Тузла был от­правлен отряд из двух офицеров и 40 матросов. Предполагалось в случае ре­шения союзников занять Халкедонский полуостров использовать отряд для на­блюдения за побережьем и охраны рус­ских православных монастырей.

Кончился самый напряженный год службы крейсера. В течение года 294 дня крейсер находился в состоянии боевой тревоги, имея орудия готовыми к дейст­вию и смены команды на боевых постах. За 1915 год из его орудий было выпуще­но в два раза больше снарядов, чем за всю предыдущую службу крейсера, вклю­чая русско-японскую войну! Причем все стрельбы выполнены без серьезных по­ломок материальной части.

Несмотря на тяжелые условия боевых походов крейсера, находящегося вдали от Родины, благодаря усилиям медицинской службы, за 1,5 года ни один член экипажа не умер от болезней. В то же самое время на английских и французских кораблях не раз приходилось приспускать флаг, и на кладбище острова Лемнос появлялись все новые и новые могилы. С «Аскольда» по болезни списали лишь четырех человек, больных туберкулезом. Если раньше в ко­рабельном лазарете в среднем в год ле­жало 150—190 больных, то за 1915-й — всего 23.

К концу 1915 года главным машинам и вспомогательным механизмам крейсера требовался капитальный ремонт. Поэто­му 21 января «Аскольд» покинул Сало­ники и 26 прибыл в Тулон. После реше­ния организационных вопросов в марте начался ремонт на заводе «Форж и Шантье». Команда крейсера выполняла боль­шой объем работ по разборке, выгрузке и последующей сборке частей трех глав­ных машин, рамовых подшипников и многочисленных вспомогательных меха­низмов. С помощью специалистов Тулонского арсенала были перебраны меха­низмы наведения 152-мм орудий, заме­нены все десять 75-мм орудий, установ­лены новые прицелы Петроградского Металлического завода образца 1913 года. На корабле появилось зенитное вооружение: на крыльях мостика смон­тировали две 57-мм английские и две 47-мм французские противоаэропланные пушки. Для этого пришлось подкре­пить конструкцию мостиков и перемес­тить прожекторы. Крейсер получил но­вые французские приборы для обуче­ния наводчиков 152-мм и 75-мм орудий, устройство для отработки скорости за­ряжания 75-мм пушек. Ремонт же ма­шин и механизмов задерживался недо­статком квалифицированной рабочей силы и дефицитом материалов в усло­виях военного времени.