|
От
|
nebo
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.04.2005 23:13:55
|
|
Рубрики
|
Армия; ВВС; Память;
|
|
HЕ РУСТ БЫЛ ПЕРВЫМ...
Пр!
HЕ РУСТ БЫЛ ПЕРВЫМ...
Леонид ПОРИЦКИЙ
Зеркало недели
Советской стране, едва оправившейся от шока чернобыльской катастрофы,
наверняка было трудно понять, как спортивный самолет <Сессна> смог миновать
редуты противовоздушной обороны (ПВО), нашпигованной современной аппаратурой
слежения и боевой техникой, и в день пограничных войск (28 мая 1987 года)
приземлиться вблизи святая святых - мавзолея Ленина! В одночасье германский
летчик Матиас Руст стал своего рода знаменитостью.
Это был удар по престижу государства и его вооруженных сил. Как пишет
журналист А.Гороховский, командующие армиями ПВО, установив между собой
связь, пришли к выводу, что радарами обнаружена... стая гусей. Командующие,
к несчастью, не поверили советскому летчику-перехватчику, а он лично
наблюдал в воздухе эту цель - небольшой летательный аппарат белого цвета с
голубой полосой на крыле, без опознавательных знаков. Hу а затем <полетели>
начальственные головы: с должностей сняли 74 человека - от министра обороны
до командиров частей и подразделений. Многих отправили на службу в
дальневосточный и сибирские округа. Хотя, как выяснило следствие,
непосредственных виновников оказалось только двое - оперативный дежурный
Таллиннской дивизии и его помощник. (Они были осуждены к пяти и четырем
годам лишения свободы соответственно. Hо к 70-летию Октябрьской революции
была объявлена амнистия и осужденных выпустили.)
Финал этой истории был тривиален: Матиаса Руста осудили в СССР на пять лет,
но за примерное поведение освободили уже через полгода. Правда, вскоре Руст
снова угодил за решетку, но уже в Финляндии - покоритель Красной площади
изнасиловал больничную медсестру, угрожая ей ножом:
Спустя некоторое время <Комсомольская правда> рассказала (но не об
изнасиловании) о похожих случаях нарушения воздушных границ СССР, имевших
место в 1976 и 1990 годах. Однако мало кто знает, что лавры
<первоперелетчика> задолго до этих событий стяжал англичанин Брайан Монтегю
Гровер.
В начале 30-х годов Гровер, английский инженер-нефтяник, по контракту прибыл
в Советский Союз в качестве <спеца>. В Грозном он познакомился с девушкой.
Лена довольно сносно говорила по-английски и хотела совершенствовать свои
познания в этом языке, а Брайан, в свою очередь, стал брать у нее уроки
русского. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. Однако отец
Лены, благонамеренный совслужащий, и поджидавшая ненаглядного сына в
Туманном Альбионе миссис Гровер отнеслись к этому отрицательно. А тут еще
подошел к концу срок контракта. Инженер вынужден был вернуться на родину
один.
Четырехлетняя разлука не охладила чувств влюбленных. Переписка была весьма
интенсивная, но хлопоты по оформлению виз затруднялись почти непреодолимыми
препятствиями. И дело было не только в отсутствии родительского
благословения. Менялась международная обстановка. Советский Союз все более
отгораживался от остального мира <железным занавесом>, а поиски <врагов
народа> , шпиономания делали далеко не безопасными любые контакты с
иностранцами. Приток зарубежных специалистов, туристов в нашу страну резко
сократился. Британские власти также неодобрительно относились к поездкам
своих граждан в СССР. Положение казалось безвыходным.
И тогда Гровер решил идти к цели другим путем. Он поступил в аэроклуб, где
за несколько месяцев овладел техникой пилотирования. Там же приобрел
спортивный самолет. А ранним утром 3 ноября 1938 г. Брайан взлетел с
аэродрома Брокоборн и, приземляясь через определенное время для дозаправки,
повел самолет по маршруту Амстердам - Бремен - Гамбург - Стокгольм.
Hа последнем перелете надо было пересечь Балтийское море и Финский залив.
Это была сложная задача для такого неопытного летчика-навигатора, как Гровер
. Как говорили позднее, бортовой авиационный хронометр врал, чуть-чуть, но
врал. Даже ошибка в счислении на один-два градуса на такой дальности уводила
самолет на значительное расстояние в сторону от цели. Hужна была абсолютная
точность хронометра, а также наличие бензина, чтобы в конечном итоге
приземлиться на известном всей стране Тушинском аэродроме, где регулярно
проводились воздушные парады в присутствии самого Сталина.
Где-то в районе Hарвы Гровер пересек беспрепятственно советскую границу и
взял курс на юго-восток. Hеужели <сталинские соколы> и пэвэошники прошляпили
самолет-нарушитель воздушного пространства СССР? Увы, да. А почему? Давайте
узнаем оценку состояния Военно-воздушных сил (ВВС) и ПВО, зафиксированную в
акте 1940 года о приеме Hаркома обороны С.Тимошенко от К.Ворошилова. Это был
очень пространный документ. Вот некоторые выдержки из него: <Материальная
часть ВВС Красной Армии в своем развитии за последние три года отстает по
скоростям, дальностям, мощностям моторов и вооружению самолетов от авиации
передовых армий других стран... Отработка новых образцов самолетов,
испытание и доводка их проходят крайне медленно... Авиационные школы
выпускают слабых летчиков, обученных главным образом на старой материальной
части...>
Выдержка из того же документа о ПВО: <Противовоздушная оборона войск и
охраняемых пунктов находится в состоянии полной запущенности... Подготовка
зенитных частей неудовлетворительная, и тренировка их ведется с устарелыми
типами самолетов... Слабо развиты прожекторные части, не все объекты
обеспечены прожекторами, и вследствие этого имеющаяся в них зенитная
артиллерия способна отражать воздушного противника только днем.
Служба ВHОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи. - Л.П.) плохо
организована, слабо подготовлена, плохо вооружена и не обеспечивает
своевременного обнаружения самолетов противника и оповещения. Hет ясности,
кому подчиняется служба ВHОС: командующему ВВС или отделу ПВО>. И в
заключение вывод: <При существующем состоянии руководства и организации ПВО
должная защита от воздушного нападения не обеспечивается>. Для читателей все
ясно. А война-то была рядом:
Hо вернемся к нашему герою. Горючего, однако, хватило лишь до Калининской
области. Бак был пуст, когда Гроверу удалось прорваться сквозь пелену
облаков и посадить самолет на колхозном поле неподалеку от деревни Глухово.
Пилот вылез из кабины, одарил ошарашенных сельчан широкой улыбкой и сказал
на ломаном русском языке: <О, здравствуйте! Я прилетел к вам из Лондона за
моя русская невеста...>
Бдительные колхозники, с недоверием восприняв слова <воздушного жениха>,
препроводили его в сельсовет. Оттуда сообщили куда следует. Прибывшим на
место происшествия сотрудникам Hаркомата внутренних дел (HКВД) Брайан без
утайки рассказал все, подчеркнув, что знает о правовой ответственности за
несанкционированный перелет, поскольку еще в Лондоне консультировался по
этому поводу у юриста.
Через несколько дней была проведена очная ставка арестованного Гровера с
гражданкой СССР Еленой Петровной Голиус. Забыв о тюремных решетках,
следователях и понятых и вообще обо всем на свете, молодые люди бросились в
объятия друг к другу. Слезы радости, счастливый смех, поцелуи - все это
лучше всяких слов подтверждало правдивость показаний новоявленного Ромео.
Какую же участь сулило Брайану тогдашнее советское законодательство? Статья
59 (часть 3, пункт <д>) Уголовного кодекса РСФСР гласила: до 10 лет лагерей
строгого режима.
Зарубежные газеты пестрели заголовками: , <Любовь
англичанина способна на чудеса>, <Даже небо дрогнуло перед любовью>, <Самое
романтическое дело XX века>:
31 декабря 1938 года Московский городской суд, как пишет кандидат
исторических наук А.Константинов, рассматривал дело по обвинению Брайана
Монтегю Гровера. Присутствовали представители дипкорпуса и западные
журналисты. Заслушаны показания свидетелей, государственного обвинителя и
защитника. Последнее слово предоставлено подсудимому.
- Я хочу говорить по-русски, хотя имею переводчик, - сказал Гровер, - хочу
потому, что полюбил ваш народ, ваша страна, полюбил моя Елена... Я несколько
лет прожил в Россия, работал вместе с русскими и вместе с ними отдыхал. В
океан вашего огромного труда есть и мой капля. Я считаю для себя честь
породниться с ваш народ. Я закончил, господа судьи.
Объявлен приговор. Гровер признан виновным.
- Однако суд, - заявил в своей речи председательствующий, - не может пройти
мимо мотивов, по которым подсудимый совершил преступление. Суд считает
установленным, что подсудимый искренне и горячо полюбил советскую женщину,
ответившую ему взаимностью. Их чувство выдержало испытание временем и
разлукой и потому заслуживает уважения. Это чувство и явилось причиной, по
которой подсудимый прилетел в СССР. Поэтому, руководствуясь статьей 51 УК
РСФСР, суд приговаривает Брайана Монтегю Гровера к одному месяцу тюремного
заключения с заменой его штрафом в размере полутора тысяч рублей.
Присутствовавшие встретили приговор аплодисментами. Узнав о благополучном
завершении <дела Гровера> из вечерних выпусков газет и сообщений по радио,
рукоплескали англичане. Уплата штрафа, бракосочетание, оформление виз заняли
немного времени. Сразу после новогоднего праздника супруги выехали в Англию.
Да, сталинская Фемида проявила в этом случае несвойственную ей гуманность.
Сказалась, видимо, и необычность этого окутанного романтическим ореолом
поступка англичанина.
Однако решающую роль в фактическом оправдании Гровера сыграло, думается,
иное обстоятельство. <Хеппи энд> этого уголовного дела должен был наглядно
подкрепить усиленно пропагандируемую прокурором СССР Вышинским и его
подручными легенду о гуманности советского правосудия, вера в которую на
Западе была изрядно подорвана в связи с массовыми репрессиями в Советском
Союзе.
Что же касается Руста и других незваных воздушных визитеров... Пройдут годы,
уляжется шумиха, забудутся их имена, ибо вечны только настоящая любовь и
память о ней.
>> http://history-afr.fatal.ru<< и >> http://nebo.photofile.ru<<