|
От
|
Владислав
|
|
К
|
Exeter
|
|
Дата
|
09.04.2005 04:53:14
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Re: Вечная тема...
Доброе время суток!
>Я своё мнение уже высказывал и повторю - поскольку Россия наверняка в случае "участия в победе" в ПМВ получила бы больше всех других союзников (Проливы, Галиция, округление Польши и Армении, возможно, что и Восточную Пруссию,
Но независимость Польши была предопределена еще до Февраля. Западные державы не понимали (да и сейчас не могут понять :), что самостоятельная Польша -- залог нестабильности в центре Европы.
> формирование группы неизбежно ориентированных на Россию славянских государств, а самое главное - практически полное уничтожение непосредственной военной угрозы с запада), то Россия неизбежно была бы более других стран-победительниц заинтересована в поддержании послевоенного статус-кво в виде Версальской или какой угодно иной "мирной" системы.
Все так. С одним "но" -- в Европу, как это было в 45-м, Россию не пустят. Да и на каких основаниях? В итоге: Польша -- независима и не слишком любит бывшую метрополию, Чехо-Словакия русофильством переболеет очень быстро (а Масарик им никогда не болел). Венгрия, Австрия, Болгария -- самостоятельные государства, где вес России минимален. Румыния не переживала двух капитуляций :-) и поэтому претендует на роль полноправного и вполне самостоятельного члена Антанты (еще и репараций себе требует). Югославия... вообще то, что она дожила до 1941-го года, является чудом.
> Это практически исключает возможность каких-либо русских шашней с Германией и наверняка привело бы к "святости" союза с Францией, как основной гарантии сохранения выгодного для России переустройства. Иными словами, политика России после ПМВ по сути носила бы характер своего рода "Священного союза" в смысле стремления сохранения любой ценой выгодного статус-кво. Кстати, это хорошо видно на примере политики СССР и после 1945 г, когда идеей фикс советской дипломатии было тоже именно сохранение выгодного Ялтинско-Потсдамского урегулирования.
В данном случае с Россией будут расплачиваться турецкими территориями. И это вовсе неплохо, если бы не вакуум силы, образовавшийся в центре Европы после распада Австро-Венгрии. Каждая из великих держав решит, что не может позволить укрепиться здесь конкуренту -- в результате грызня и неразбериха здесь пойдут ничуть не меньшие, чем были в реальности.
>А поскольку Германия в этом случае была бы "стиснута" с двух сторон мощности державами-победительницами, то у немецких кругов не могло бы появиться реальной возможности осуществлять реваншистские амбиции в восточноевропейском "вакууме".
Не будет здесь вакуума. Будет точно та же мутная вода, в которой все будут пытаться ловить рыбу
> В этом смысле Вторая мировая война могла и не разразиться, и мирное урегулирование в Европе после ПМВ могло сохраниться на десятилетия. В этом смысле мир с участием России имел шанс действительно стать лучшим миром чем в реальности, а не "перемирием на 20 лет".
Вы забываете об англо-французском соперничестве, которое в итоге и привело к ремилитаризации Германии. В нашей альтернативе оно никуда не делось. Соответсвенно, русско-английские противоречия лишь усиливаются -- Россия в стане победителей будет восприниматься англичанами как более опасный конкурент, нежели все 20-е годы воспринималась ими Совдепия. А усиление России в Азии в скором времени (не сразу) приведет к обострению англо-русских противоречий на Среднем Востоке, в Индии, да и в Китае - тоже.
В общем, имеем в плюсе: более тесный русско-французский союз (омрачаемый симпатиями Франции к Польше)
В минусе: более быстрое проявление и обострение англо-русских противоречий.
>Но в целом я полагаю, что у Росиии были шансы благополучно дотянуть до конца ПМВ только если бы ничего не произошло в Феврале. Февраль-1917, конечно, произошел в огромной мере случайно,
Нет. Гнойник мог прорваться месяцем раньше или месяцем позже -- но он бы прорвался обязательно. Страна не выдерживала войну, она постепенно разваливалась, и многие у власти и около нее считали заключение мира наилучшим выходом.
Кстати, почему никто не пытается разобрать альтернативу, в которой Россия выходит из войны в самом начале 1917 года (до начала смуты), после чего либо Германия пробеждает, либо (что более вероятно) в течение года заключается мир "без аннексий и контрибуций" (точнее, за счет "больных людей" -- Турции и Габсбургов).
По-моему, последний вариант мира был бы гораздо более стабилен, нежели Версальский.
С уважением
Владислав