Курение вообще-то вред. Так сейчас повсюду пишут. Оно, конечно же, так, но только с первого взгляда. Особенно на флоте. Вот объявили перерыв. Основная масса народа куда идет? Правильно – на пирс. Курить. Некурящим в лодке сидеть тоже неохота, и они небольшой стайкой возле верхнего вахтенного ошиваются. А остальное «стадо» – на корне пирса. Дым пускает. Ну и байки заодно травят. Чтоб курить нескучно было.
Учитывая эту пагубную страсть части подводников конструкторы даже курилку в лодке соорудили. На нижней палубе четвертого отсека по левому борту. Палубой выше – камбуз мичманов и личного состава срочной службы. Удобно. Пожрал – и можно очередь в курилку занимать. Для большего удобства рядом с курилкой разместили гальюн и для них сделали общий тамбур: налево - в курилку, направо – в «кабинет». Чтобы дым не попадал в отсек, в тамбур вдувает воздух вентилятор, создавая небольшой наддув.
В общем, почти все продумано. Даже места сидячие в курилке имеются – ровно четыре. Прекрасно. Одного не додумали – как в очереди стоять среди ракетных шахт. А после обеда или, скажем там, ужина, хвост очереди аж на среднюю палубу вылазит. Не помещаются все желающие «отравиться».
Как вы уже поняли, вход в это заведение – согласно живой очереди. В основном. Естественно, что командование ходит без очереди. Его уважают. Еще можно без очереди попасть, если сильно попросишь или куда-то торопишься. На какое-либо мероприятие. Скажем, после ужина в центральном посту запланировано занятие КБР-Т. И скачут тогда доблестные представители второй боевой смены после ужина в курилку из кают-компании второго отсека, обгоняя собственный визг. А там еще первая боевая смена дым пускает. Тоска.
По субботам, когда проводиться «большая приборка» тоже можно наблюдать интересную картину. В ее конце, минут за десять – пятнадцать центральный дает команду «Палубы мыть. Хождение между отсеками прекратить». Вот тут и начинается соревнование – кто быстрее свой участок палубы «осушит». Чтобы очередь в курилку быстрее занять. А то ведь баня еще. Успеть надо.
Помниться, помощник командира наш без конца удивлялся, заявляясь в курилку сразу после окончания приборки, отчего я там уже сижу. Даже раньше его (он, обычно, коков по камбузу гоняет палубой выше). И неизменно получал ответ – «Учите ТКР». Там, типа, все прописано. Действительно, чего тут объяснять, ежели я старший приборщик на нижней палубе четвертого отсека?
Говоря о курилке, следует сказать и о сигаретах. О том, что в дым переводят. Хотя у нас и был корабль первого ранга, корабельная лавка, как таковая, отсутствовала. То есть напрочь. А это подразумевало, что насчет запасов курева на боевую службу каждый должен был озаботиться сам. Лично. Для себя. Бывало, конечно, что офицеры или мичмана по заказу срочной службы покупали в поселке сигареты. Но, как мне представляется, это то же самое. Закупке сигарет, как правило, предшествовал математический расчет, показывающий, сколько нужно взять курева, чтобы хватило на весь срок автономки.
Особо смышленые (уже имеющие неоднократный опыт боевых служб) всегда брали с запасом. Так, на всякий случай. И правильно делали. Поскольку однажды такой случай представился – вместо 78 суток пришлось «отбарабанить» 86. По случаю того, что лодка из Гремихи, находясь на контрольном выходе, решила пободаться с льдиной или айсбергом. Не суть. Пока им срочно собирали замену, нам «основное мероприятие» продлили еще на недельку. Вот тут и началось.
К счастью, у меня оставалось пару пачек сигарет. Причем пачки хватало где-то на трое суток. А вот у других – не у всех. Как только народ не извращался – экспериментировали с чаем, уплотнительной паклей, какими-то опилками. Иногда, зайдя в курилку и принюхавшись, складывалось ощущение, что находишься на каком-нибудь химзаводе, а не подводной лодке. А бывало и так, что в курилке мест нет. И долго не выходят. Заглянешь – а там курит один, а остальные очереди ждут, чтоб оставили. Фильтрами работают. Один прямо так и сказал – «Не покурю, так хоть понюхаю».
А еще бывает, в автономке курить начинают. По случаю. И у нас тоже случай был. Когда у рулевого, матроса Байкова, после сжирания незнамо скольких килограмм чернослива, отчего-то вдруг образовались кишечные спайки. Прям, чудо какое-то. Не было, не было, а тут раз, и образовались. Откуда возле пульта управления рулями мешок чернослива взялся – еще тот вопрос. Однако факт на лицо. И стал наш доктор делать операцию. А советы по связи специалисты с большой земли шлют. В сеансы связи.
К слову – наш доктор специализировался в области ухо – горло – нос. А тут, едремть, в кишках рыться. Расклеивать. Естественно, нас по этому случаю назад завернули, и поскакали мы по «желтому» маршруту двадцати узловым ходом домой. Без соблюдения всяких шумностей и скрытностей. Главное – бойца живым довезти.
Операция, кто знает, не простая. А кто у доктора в помощниках? Мичман из химслужбы (санитар по совместительству) и, как ни странно, «особист» на это дело подписался. Заскучал, видно. Книжки читать надоело. И только стоило доктору пузо матросу вскрыть, как представитель Особого Отдела хлопнулся в обморок. Так что операция началась с откачивания «особиста». Это после над ним в кают –компании второго отсека подшучивали: «Как же ты у врага тайну военную выпытывать будешь, если при виде крови в обморок падаешь?» А тогда не до смеха было.
Вот после операции доктор (до этого, между прочим, курить бросивший) снова и закурил. Лично ему сигарет отсыпал. А потом во второй раз резать матроса пришлось. В общем, еле успели. Нас в базе уже вертолет ждал – только пришли – и парня сразу на вертушку и в Североморск, в госпиталь. Спасли, в общем.
Бывали и другие случаи. К примеру, один старпом ходил в курилку, засунув в нагрудный карман всего одну сигарету. Ее он успешно выкуривал, после чего, еще немного посидев, говорил, что не накурился и стрелял курево у одного из присутствовавших. Народ такое терпел ровно неделю, после чего все стали ходить курить в варианте «а-ля СПК». То есть с одной сигаретой. Результат, думаю, объяснять не нужно.
Другой случай был связан с одним лейтенантом, который в процессе боевой службы осваивал устройство корабля. С этой целью он получил у секретчика какое-то там «Техническое описание», и двинулся в корму. Поскольку лейтенант был сильно уставши, он решил зайти в курилку и курнуть. Взбодриться, так сказать. Однако, эффект вышел прямо противоположный – там в удобном креслице его окончательно разморило и он закимарил. Поскольку была ночь, то его разбудил кто-то из ночных коков, спустившийся вниз покурить, пока готовились «квадратные яйца» (типа омлета из яичного порошка). Очумелый от сна лейтенант совсем забыл, что у него с собой что-то было. Подорвавшись, он убыл в каюту досыпать. А его «Техописание» обнаружил кто-то из мичманов (очень может быть, что и сам секретчик). История эта каким-то образом дошла до начальства, и виновник был отмечен в приказе по секретному делопроизводству.
Кроме того, курилка зачастую являлась местом общения. Ведь во время курения никто не запрещает разговаривать. Отдельные экземпляры подводников умудрялись там даже читать художественную литературу. В общем, курилка на корабле была одним из «центров» общения и распространения новостей.
Особо стоит сказать о посещении курилки накануне объявления учебной тревоги (к примеру, перед всплытием в дневное время). Тогда в курительное помещение набивается сразу человек восемь – девять, и курить становиться вовсе не обязательно. Поскольку вентилятор с таким количеством дыма в столь небольшом объеме справиться не в состоянии. И тогда у выхода из этого помещения можно наблюдать выходящих товарищей, у которых дым клубиться в волосах или идет даже из карманов. Потрясающее зрелище.
При стоянке в базе курилка обычно на замке, ключ от которого хранится у командира четвертого отсека (он же – командир БЧ-2). При наличии соответствующих контактов и неблагоприятной погоде вне ПЛ, имеют место случаи курения в вышеупомянутом помещении и в базе. Поймав однажды одного из таких, командир прямо так и сказал его непосредственному начальнику: «У вашего подчиненного уже и борзометр сломался. Почините его и доложите мне к 19-00».
А вы говорите «просто курилка»!