|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
Поручик Баранов
|
|
Дата
|
12.03.2005 21:42:22
|
|
Рубрики
|
Современность; Армия;
|
|
Некоторое резюме.
>Уже и гражданские серийные машины есть на топливных элементах. Десяти лет не пройдет - перестанут быть экзотикой.
1. Топливные элементы не тождествены водородным автомобилям. Однако связь есть. Дело в том, что на водороде можно создать дешевый топливный элемент. А для углеводородного топлива он становится запредельно дорогим.
2. Интерес к топливным элементам вызван тем, что их К.П.Д. может быть куда выше, чем К.П.Д. тепловых двигателей, фундаментально ограниченный циклом Карно.
Однако суммарный К.П.Д. систем, включающих производство электроэнергии, выработку водорода и его использование в топливных элементах, оказывается в несколько раз ниже реального К.П.Д. обычных серийных ДВС.
3. Поэтому ниша для автомобилей с топливными элементами (как и для электромобилей вообще) - особо ограниченные по экологии зоны (больницы, спортивные соревнования и т.п.), где соображения стоимости изделия и его экономичности второстепенны. Разумеется, дополнительная ниша создается эксплуатацией в рекламных целях раскрученной темы экологии.
4. Другой аргумент в пользу водородной энергетики - ее использование для передачи энергии от возобновляемых источников и АЭС. Дело в том, что возобновляемые источники могут строиться лишь при наличии особых условий - для ГЭС нужна река и много места , чтобы его испоганить водохранилищем, для приливной ЭС - место с большими приливами, для солнечной - много неиспользуемой площади, для термальной весьма полезны эти самые горячие подземные воды. А все такие места почему-то оказываются далеки от потребителя. АЭС же, в принципе не требующие особых мест, вблизи конечного пользователя не будут размещаться отчасти по соображениям безопасности, отчасти же из истерии. Но тогда возникает проблема потерь при передаче. Предполагается, что потери при передаче по трубопроводу водорода будут меньше, чем при передаче тока по ЛЭП. Что практически неоправдано, но надежда умирает последней...
5. При нынешней стоимости электролизного водорода он сможет конкурировать с углеводородным топливом, когда цена последнего вырастет в 50 раз, а если реализуются перспективные проекты по снижению его стоимости, то хватит и 30-кратного вздорожания. Водород, получаемый основным на данное время способом, переработкой газа, будет дорожать вместе с газом.
6. Проблема хранения в автомобиле потребного количества водорода удовлетворительного решения сейчас не имеет. Баллоны с газом под 700 ата - решительно опасны, а красивая идея с гидридом металла - до реального "бензобака" никак не доведена.
7. В настоящее время работы по этой тематике представляют смесь трех занятий:
а. Честного, хотя и далекого от практического результата исследования.
б. Спекуляций на экологической истерии. В рамках этих спекуляций демонстрируется "чистый автомобиль" и т.п.
в. Спекуляций на проблемах с нефтью. В рамках этих спекуляций рассказывается, как очень скоро мы не будем зависеть от арабов, венесуэльцев и русских.
г. Чистого мошенничества, как в форме кражи, так и ухода от налогов.