Re: Боюсь, что это только наше общее желаемое
http://militera.lib.ru/bio/krylov/19.html
Если уж даже этот источник (1951 год, заметим), весьма уклончив в своих предположениях, то нам уж лучше придерживаться более осторожной позиции.
То, что летало с трамплина, как указывает уважаемый Мелхесидек, самолетом не являлось:
http://www.sergelin.ru/literature/010.asp
Лучше придерживаться версии БСЭ:
Можайский Александр Федорович [9(21).3.1825, Роченсальм, ныне Котка, Финляндия, — 20.3(1.4).1890, Петербург], русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1841 окончил Морской кадетский корпус. В 1841—62 и 1879—82 служил в военно-морском флоте, в 1862—79 — в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 контр-адмирал). С 1856 интересовался вопросами летания: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, а также начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 с успехом демонстрировал полёты своих моделей.
3 ноября 1881 (по заявке от 4 июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретённый им «воздухолетательный снаряд» (самолёт). В 1881 начал постройку самолёта с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. (на военном поле в Красном Селе под Петербургом). Постройка в основном была завершена летом 1882. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились. Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полёта окончилась неудачно.
Летательный аппарат М. представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.
Лит.: Александр Федорович <Можайский — создатель первого самолета. Сб. документов, М., 1955; Шавров В. Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., М., 1969.
С глубоким уважением.