От Странник Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.03.2005 01:02:31 Найти в дереве
Рубрики Флот; 1917-1939; Версия для печати

Декабрь 1939. СССР-Германия.

Вскоре после нападения СССР на Финляндию 9 декабря 1939г. Главный военно-морской штаб ВМФ СССР через германского военно-морского атташе Баумбаха поставил вопрос о расширении сотрудничества в ходе осуществления морской блокады Финляндии. Советское командование было заинтересовано в том, чтобы в ходе осуществления блокадных мероприятий в Ботническом заливе советские подводные лодки могли получать топливо и продовольствие от немецких судов, направляющихся в сторону Северной Швеции, увеличивая тем самым срок их пребывания на боевых позициях. Перегрузка должна была осуществляться незаметно в открытом море. В ГШ ВМФ настаивали на срочном ответе, рассчитывая при положительном решении Берлина первую операцию по перегрузке осуществить уже спустя несколько дней. В качестве компенсации было предложено получение эквивалентных объемов в любом из портов СССР, где кригсмарине будет испытывать в чем-либо нужду. (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16.) Баумбах и Шуленбург (посол Германии в Москве) настоятельно рекомендовали удовлетворить просьбу советской стороны, принимая во внимание следующие связанные с этим выгоды для Германии: во-первых, компенсационные поставки топлива и продовольствия, например на Дальнем Востоке, значительно расширят возможности для ведения войны на море против Великобритании; во-вторых, пойдя навстречу в этом вопросе, кригсмарине сможет в дальнейшем выставить аналогичные требования советскому ВМФ. (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16. Ссылка Телеграмма германского посольства в Москве – МИД, 9 декабря 1939г.) Редер рекомендовал Гитлеру: «…оказывать России всяческую помощь, например, в вопросах снабжения в море балтийских подлодок, действовавших против финского судоходства».
10 декабря, на запрос Москвы был передан положительный ответ, последовавший по личному распоряжению Гитлера, отдавшего соответствующие указания как командованию ВМФ, так и МИД. (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16. Ссылка.) Командиру ВМБ Пиллау было дано распоряжение подготовиться к перекачке дизтоплива с немецкого теплохода «Утландхерн» на специальный танкер-бункеровщик «Медея», с которого предполагалось передавать его на ПЛ в Балтийском море. (Бунич И.Л. «Операция "Гроза" или ошибка в третьем знаке». Книга первая. СПб: ВИТА-ОБЛИК. 1994г. стр132.)
11 декабря Риббентроп в беседе с советским полпредом А.А.Шкварцевым официально поставил в известность советскую сторону о положительном решении германского правительства относительно «возможности организации снабжения советских подлодок германскими судами». (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16. Ссылка.)
На встрече с Гитлером 12 декабря Редер заметил: «…Германия должна занимать твердую позицию в существующем конфликте между Россией и Финляндией. Следует избегать оказывать помощь Финляндии, поставляя ей оружие (поставлять через ненадежную Швецию)». При этом получить от Швеции в письменном виде документ что оружие для неё. Далее Редер заявил: «… с Россией надо поддерживать хорошие отношения, Россия оказывает нам услуги, например обеспечивает нефтью наши подводные лодки, а также задерживает в Мурманске иностранные суда на три дня в случае их отплытия в Бремен». («Нюрнбергский процесс» том 3. Москва. "Юридическая литература" 1989г. стр284-285.)
Однако 12 декабря советская сторона взяла назад свое собственное предложение. Причины отказа не были сообщены германскому военно-морскому командованию, которое явно сожалело о несостоявшемся взаимодействии. Молотову пришлось отреагировать на возникшую ситуацию. Сделал он это не самым убедительным образом, заявив Шуленбургу 17 декабря, «будто кто-то из советских моряков…просил германские суда о снабжении наших подводных лодок. Это недоразумение, и если это имело место, то это, видимо, инициатива какого-нибудь отдельного работника». (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16. Ссылка.; «Документы внешней политики». М. 1992. Т.22. Кн.2. С. 389—390, 418—421.) Можно предположить, что Сталин в период между 8 и 11 декабря (именно в эти дни к нему вызывался нарком ВМФ Кузнецов, причем 8 декабря он провел в кабинете вождя свыше 6 часов) передумал, скорее всего по политическим соображениям, опасаясь реакции западных держав на столь углубившееся сотрудничество двух режимов.
Мероприятия по морской блокаде Финляндии повлекли за собой потери среди германского торгового флота: 2 судна были потоплены: 10 декабря пароход «Больхайм» (Bolheim, Германия, 1913г., 3324 брт.) ПЛ «С-1» и пароход «Райнбек» (Reinbeck, 1938г., 2804 брт.) ПЛ «Щ-322», еще по меньшей мере 7 подверглись обстрелу при попытке остановить их для досмотра: 12 декабря 1 судно - ПЛ «Щ-322», 17 декабря «Гильхаузен» и «Пинас» ПЛ «С-3», 25 декабря 1 судно - ЭМ «Грозящий», 8 января 1940г. 1 судно – ЭМ «Грозящий», 15 января «Лансберг» и 17 января «Геер» - лидер «Ленинград».
Однако германское военно-морское командование и Гитлер не были заинтересованы в раздувании конфликта, о чем свидетельствовала предельно мягкая форма, в которой претензии на этот счет были выражены Шуленбургом в беседе с Молотовым 17 декабря. 17 декабря Шуленбург попытался узнать, не действия ли советского ВМФ стали причиной гибели "Больхайма» и просил "гарантировать безопасность плавания германских судов", но Молотов заявил, что КБФ к этому не причастен. Со своей стороны Шуленбург предостерег СССР относительно опасностей плавания к берегам Англии, а Молотов отметил опасности плавания в Финляндию. Тем не менее советское военно-морское командование 18 декабря отдало приказ не нападать на германские суда в зоне блокады. (ж. «Отечественная история» № 6 2000г. стр16. Ссылка.; «Документы внешней политики». М. 1992. Т.22. Кн.2. С. 371-373, 418—421). Следует отметить что аналогично они поступили и с Финляндией на минах которой 11 января 1940г. подорвался и затонул пароход «Дитрих Хасседин» («Dietrich Hasseldieck», 600 брт).