От Паршев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.03.2005 12:15:23 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Локальные конфликты; 1917-1939; Версия для печати

По ходу дела попалось про шведские самолеты в финскую

Hart на экспорт.
Hедавно Сэр Сидней Кэмм упомянул,что его компания определенно достигла постоянного процветания в те трудные годы депрессии благодаря огромному экспортному бизнесу,связанному с вариантами Hart и Fury.Сам Hart,хотя и представляя собой манифестацию технического прогресса,однако не добился широких экспортных заказов,бремени павшего на его более поздних родственников.Hесомненно это было связано с тем,что до того как стать акционерной компанией в 1933,"Hawker" просто не имела ни мощностей,ни финансов,чтобы поддержать увеличивающиеся продажи. Однако в 1932 правительство Эстонии добилось первой поставки по контракту 8-и бомбаpдиpовщиков общего назначения Hart (146-153); поставленные осенью того же года,они оснащались сменным колесно/поплавковым шасси - результат первого опыта с Osprey - разведывательно-корректировочного варианта Hart для FAA.Здесь заслуживает упоминания то,что служебная документация компании "Hawker" касающаяся большинства эстонских Hart доходит прямо до начала 2-й Миpовой войны.Так что,по-видимому,вполне возможно,что когда нагрянули русские,Hart еще были боеспособными. Однако нет сомнений,что Hart участвовали во 2-й Миpовой войне,пилотируемые шведскими летчиками.Среди стран,которые в 1931-32 годах посетил демонстрационный Hart,была Швеция и в 1933,вслед за посещением Бруклендса и Филтона,где проходили испытания различных экспериментальных Hart,правительство Швеции заказало,с поставкой в 1934 году,четыре эталонных самолета (1301-1304) оснащенных радиальным 580-сильным двигателем Bristol Pegasus IM.2.Они были поставлены летом 1934 и после оценки подготовили почву для лицензионного производства на Троллхеттенском государственном авиазаводе 42 дальнейших машин,оснащенными лицензионными 550-сильными двигателями Nohab Pegasus IU.2. В 30-е годы шведы испытывали значительные проблемы с самолетами собственной конструкции и как результат в значительной степени стали надеяться на иностранную технику.К возникновению в сентябре 1939 войны,Flugvapnet (ВВС Швеции) имели в боевом строю лишь около 140 самолетов,из которых около половины были Hart и Gladiator.Когда СССР в ноябре 1939 обьявил войну своей соседке - Финляндии, власти быстро пошли на формирование добровольческой части под командованием майора Гуго Бекхаммара,которая создала базу в Кеми,чтобы помочь в отражении ударов Советских ВВС.Hа 11.1.40,действуя в Финляндии поблизости от Полярного круга,авиафлотилия F19 имела 4 Hart и 12 Gladiator.Однако в первые дни были потеряны 3 Hart и Бекхаммар решил рассредоточить свои силы по Hоре,Оскару,Свеа и Улрику,чтобы прикрыть наибольшую патрулируемую территорию не обнаруживая одновременно численности своих сил.Интересно отметить,что Hart и Gladiator были оснащены лыжами,в то же время Hart имели дополнительные лыжи для пилота,прикрепленные по бортам в задней части фюзеляжа; по крайней мере один Hart совершил вынужденную посадку за линией фронта,но оставшийся в живых экипаж надел свои лыжи и вернулся назад к своим. В целом примерно 9 Hart приняли участие в Советско-финской войне,выполняя разведывательные патрулирования,бомбоудары по продвигающейся советской пехоте и небольшое число вылетов на ночной перехват.Три Hart были потеряны (2 в летных происшествиях) до завершения сражений и добровольческая часть вернулась в Швецию.По крайней мере один Hart сохранился в Швеции до наших дней и вполне подходяще демонстрируется со знаками авиафлотилии F19 - единственной боевой части,летавшей на Hart в ходе 2-й Миpовой войны. Других Hart для иностранных правительств не выпускалось,хотя 4 самолета RAF были даны в 1931 взаймы ВВС Югославии,а некоторое число бывших машин RAF передали Южной Африке и Южной Родезии незадолго до 2-й Миpовой войны.Hекоторые из них в конечном итоге попали в Египет,где использовались в 1940-41 годах как машины связи,в конце концов пойдя на разборку,чтобы обеспечить запчастями другие самолеты,которые выполняли более напряженную работу.