Немецкие узкоколейные военно-полев. ж/д ПМВ (организация, конструкция и техника)
Организация
Перед первой мировой войной ж/д войска германии организационно состояли из двух ж/д бригад отдельного Баварского ж/д батальона и вспомогательных частей (мобильные и стационарные комендатуры, рекрутские депо и т.д). Первая ж/д бригада (1-й ж/д полк (2 бат. по 4 роты (7 и 8 роты саксонские)) и отдельный 4-й ж/д батальон (4-я рота вюртенбергская) размещались в Берлине (Шоненберг, управление Гвард. корп.). Вторая ж/д бригада (2 и 4 ж/д полк (2 бат. по 4 роты) размещалась в Ханау (управление XVIII АК). Отдельный Баварский ж/д батальон размещался в Мюнхене. Управление осуществлялось Инспекцией ж/д войск (Берлин, Шоненберг) под командованием Генерал-Инспектора ж/д войск (Берлин, Вильгельм Штрассе, 101).
С началом войны ж/д войска были реорганизованы. Бригады, полки и батальоны были расформированы и основным частями ж/д войск становятся роты, которые сводились в отдельные отряды (abteilungen). Войска подразделялись на строительные: кадровые (резервные) ж/д строительные роты ((Reserve) Eisenbahn-Baukompanien), крепостные ж/д строительные роты (Festungs-Eisenbahn-Baukompanien), ж/д строительные роты ландвера (Landwehr-Eisenbahn-Baukompanien), вспомогательные ж/д роты (Eisenbahn-Hilfskompanien), ж/д батальоны мобилизованных рабочих (Eisenbahn-Arbeiterbataillone). А также экплуатационные: роты и отряды тяги (Eisenbahn- Betriebskompanien/Betriebsabteilungen), крепостные роты и отряды тяги (Festungs-Eisenbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen), отдельная рота тяги ВМФ (корпус морской пехоты, Фландрия) (Marine-Eisenbahn-Betriebskompanien), роты и отряды тяги военно-полевых ж/д (Feldbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen), роты и отряды тяги крепостных военно-полевых ж/д (Festungs-Feldbahn-Betriebsabteilungen).
Полевые узкоколейные дороги эксплуатировали 27 рот тяги (Feldbahn-Betriebskompanien), номера с 101 по 128, 160 человек по штату, и 47 отрядов тяги (Feldbahn-Betriebsabteilungen), номера с 1 по 4 и с 10 по 53, 600 человек по штату.
Конструкция
Конструкция немецких военно-полевых ж/д имеет мало общего с индустриальными и с/х ж/д конструкции Поля Декавиля. Связано это с тем, что нагрузка на ось гораздо выше. Если у банановозных или карьерных ж/д у вагонов нагрузка редко превышает 500 кг на ось, то у feldbahn`а - 2 тонны у вагона и около 3 тонн у локомотива.
От английской военно-полевой ж/д системы Кокса фельдбан отличается как количеством, так и номенклатурой используемых модулей.
Одной из особенностей конструкции немецких ж/д конца XIX – начала и середины XX века были металлические (стальные) шпалы коробчатого и корытообразного профиля. Они широко были распространены на немецких ж/д как узкой, так и стандартной колеи, так как обладали большей (до25 лет) долговечностью по сравнению с деревянными шпалами. Лишь после второй мировой войны с массовым внедрением автоблокировки, из-за высокой электропроводности, они были вытеснены железобетонными.
Путь. Основанием пути служила площадка сечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см.
Верхнее строение пути составлялось из 3-х типов модулей. Это «прямые», «кривые» и «стрелочные переводы». Каждый модуль был 4 типоразмеров. Чаще всего встречались модули с рельсами 5 м длины и 7 стальными шпалами. Типы скреплений – как и на ж/д нормальной колеи.
Стрелки чаще всего применялись такие же, как и на ж/д нормальной колеи – с жестким остряком.
Подвижный состав
Локомотивы. На полевых узкоколейках применялись 4 типа паровозов и один тип тепловоза. Наиболее массовым локомотивом (2500 экз.) был так называемый Brigadelok – паровоз-танк, выпускавшийся фирмами Хеншель, Борзиг и Маффай (см. фото).
Техданные локомотива: сцепной вес 13 т., длина по буферам 5986 мм, ширина 1840мм, высота 2550 мм, база 2260 мм, диаметр колеса 600 мм, диаметр цилиндра/ход поршня 240мм, площадь нагрева 18 м2, площадь пароперегревателя 0,42 м2, давление 15 кг/м2, мощность 75 л.с., тяга 2075 кг, кулиса Стефенсона, запас воды 1,1 м3, угля 300 кг.
Вагоны. В качестве товарного вагона использовался универсальный полувагон Brigadewagen (см. фото) тарой от 2135 кг до 2394 кг и грузоподъемностью 5000 кг
Эксплуатировались также и пассажирские вагоны. На их базе были созданы госпитальные вагоны (см фото)
Техданные пассажирского вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 4200 кг, 22 сидячих места.
Техданные госпитального вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 5250 кг, 8 раненых.
После первой мировой войны оставшиеся военно-полевые узкоколейки активно эксплуатировались как индустриальные ж/д, так и ж/д общего назначения. На территории бывшего СССР в Белоруссии, Латвии, Литве, они служили до начала 60-х годов. Впоследствии они перешивались либо на колею 750 мм, либо на 1524 мм.