|
От
|
RusDeu
|
|
К
|
Сибиряк
|
|
Дата
|
18.02.2005 01:09:38
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Дело в формальном статусе
>Ну вы уже совсем до смешного доходите, нельзя же делать дипломные корочки мерилом интеллектуального развития. Чего стоили национальные кадры, выращиваемые советской властью хорошо известно. Кому и чему вы завидуете? Какой имидж в народном сознании у национальных кадров, и какой у немцев, независимо от образования?
Никто никому не завидует, просто пытаюсь анализировать и стараюсь дать более менее реальную картину. НО: высшее образование как предпосылка для должностей квалифицированного интеллектуального труда. И если считается, что немцы очень хороши в своих колхозах/совхозах как доярки, механизаторы или председатели, то почему нельзя представить, что немец был бы так же хорош профессором в Энгельском государств. университете, директором Центрального гос. архива Немреспублики или зав. сектором Института немецкой истории Энгельского Филиала АН СССР, послом СССР в какой-нибудь стране, генералом, ставший им по заслугам? Дело не в том, что все хотят быть послами или генералами, а в том, чтобы люди чувствовали, что не национальность является основным препятствием для получения звания или назначения.
>А что до войны высшее образование немцы получали исключительно в своей автономии? И в чем простите регресс? В РФ, например, и сегодня растет доля людей с корочками о высшем образовании, уважающие себя чиновники уже и учеными степенями обзаводятся, а вот прогресса что-то не видно.
Статусным народам не чинились препятствия в поступлении в вузы и аспирантуру в Москве или Ленинграде, на поступление на работу на те или иные предприятия, в том числе и оборонного значения. Нормальному советскому человеку не запрещали прописку в Прибалтике и других местах на основании его национальности.
Особенно тяжело был с психологической точки зрения. То на торжественном собрании к 9. мая какой-нибудь секретарь парткома подчеркнет, что мол, к этой дате следует особенно ответственно подходить нашим немецким товарищам. То начальник Гражданской Обороны предприятия, отставной гвардии полковник, разойдется в своих воспоминаниях, как он там, не дрогнувшей рукой, немцев десятками косил. Неприятно было слушать эти, скорее всего выдуманные байки. А так как другой информации не было, к примеру, отсутствовали фильмы о героических делах поволжских немцах на фронтах гражданской войны и в снабжении Москвы и Петрограда продовольствием, не отмечался их патриотический труд в тылу страны в годы ВОВ, при сооружении стратегических железных дорог (как Свияжск-Ульяновск), заводов и фабрик, не чевствовались немецкие герои войны и труда, как у других народов, не было книг по истории "своих" немцев, то обществом на них перекладывалась часть вины за злодеяния гитлеровских вояк. И слушки о десанте и диверсантах педалировась регулярно.
45 лет после депортации запрещали публикации по истории российских немцев. О корейцах уже в середине шестидесятых вышла солидная монография на русском языке: Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. Алма-Ата, 1965. Ее автор работал в Институте археологии, этнографии и истории АН КазССР, возглавлял отдел. Разрешили рассказать в ней и об истории корейского меньшинства на Дальнем Востоке до 1937 г. и в Центральной Азии после 1937 г. Ни разу не слышал, чтобы прилюдно и даже в тесном кругу в подпитьи кто-нибудь бы утверждал о корейцах-шпионах. Значит, можно было написать и об этом, если бы захотели партийно-советские функционеры, если бы желали просветить советских людей, провести черту между своими и германскими немцами. Но не делали этого, а напротив, умышленно ставили знак равенства между ними. При этом фарисействовали по поводу «эмиграционных настроений среди отдельных советских граждан немецкой национальности», обвиняли их в нелояльности, в симпатиях к реваншистам, в отсутствии любви к родине.
Мне кажется, до сих пор у многих имеется сильная недооценка трагизма той ситуации, в которой российские немцы находились по воле совет. руководства на протяжении 45 лет после начала войны. С одной стороны, Германия напала на Союз ССР, немцы принесли неисчислимые страдания советским народам, которые пропагандой еще более усиливались. Так что немец - враг - противник- убийца - презренный насильник и пр. ассоциации.
С другой стороны - свои "подозрительные" немцы, у которых была когда-то республика, но ее ликвидировали, а жителей выселили как предателей, пособников диверсантов. Прямо об этом не говорится, но другой информации нет, в книгах, учебниках - об истории поволжских и пр. немцев молчок. Но раз не восстановили республику, значит что-там такое было. И десантные слушки распускаются. И как надо относиться к предателям? Пожалуй, хуже чем к противнику, особенно поверженному. Что мы и видели на примере позитивного отношения к гдр-скому народцу.
Сегодня же можно, пожалуй, говорить больше о психологическом дискомфорте, который до сих пор испытывают немцы, проживающие в России. Об их неискаженной истории, о полном восстановлении доброго имени, о ликвидации последствий депортации и послевоенной политики еще последнее слово не сказано.