>Сергей Стрыгин: Показания Д.Токарева в России не опубликованы.
>Vyacheslav Sachkov: Выдержки опубликованы, у меня где-то есть. Должны быть еще на сайте Красильникова "Катынь".
За все 14 лет расследования был опубликован лишь один протокол допроса Д.С.Токарева (допрос от 20 марта 1990 г.)
Причем этот протокол опубликован только на польском языке в изданном в Польше трехтомном сборнике документов по Катыни.
В российском двухтомном варианте этого же сборника показания Токарева отсутствуют (впрочем, также как и показания начальника УПВИ НКВД СССР П.Сопруненко и вахтера Харьковского УНКВД М.Сыромятникова).
На русском языке публиковались даже не выдержки, а лишь отдельные препарированные фразы из показаний Д.Токарева, при этом фразы, произвольно вставленные в контекст развязных антисоветских сочинений, измышленных беспринципными и безмозглыми журналистами-демками на примитивном бездоказательном уровне «раннего Солженицына и позднего Волкогонова» [про Солженицына и Волкогонова - (С) Ю.И.Мухин].
>Сергей Стрыгин: показания Сыромятникова правдивы, но он рассказывал о расстрелах в Харькове по приговорам военных трибуналов нескольких десятков поляков из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии. Примечание. Показания М.Сыромятникова в России не опубликованы.
>Vyacheslav Sachkov: Были ли эти приговоры вообще? Соответствующие документы мне неизвестны.
Приговоры бывшим польским гражданам к ВМН в СССР в 1939-1941 г. были, и довольно много.
Всего по УНКВД западных областей Украины и Белоруссии с сентября 1939 по май 1941 г. с учетом приговоров дорожно-транспортных отделов НКВД и особых отделов Киевского и Западного военных округов было вынесено 1208 приговоров к ВМН (из них 370 в 1940 году) (см. http://www.memo.ru/HISTORY/Polacy/ )
А с учетом того факта, что всего по СССР за весь 1940 год были вынесены 1863 приговора к ВМН, можно сказать, что на западные области Украины и Белоруссии в 1940 г. приходился каждый пятый смертный приговор в СССР.
Из общего количества в 1208 приговоров к ВМН, вынесенных по западным областям Украины и Белоруссии в сентябре 1939 – мае 1941 г.г., подавляющее большинство приговоров были вынесены в отношении бывших польских граждан.
Однако реальное число приговоров к ВМН в отношении бывших польских граждан в 1939-40 г.г. было существенно больше, так как в целом ряде случаев следствие по их делам велось следственными органами НКВД и прокуратуры центральных областей УССР, БССР и РСФСР, там же дела рассматривались в судах, и данные об этих приговорах в итоге попали в статистические сводки именно этих регионов, а не западных областей Украины и Белоруссии.
Весьма вероятно, что для избежания различных эксцессов на местах захоронений тел казненных преступников, приговоры к ВМН, вынесенные в отношении бывших польских граждан трибуналами западных областей Украины и Белоруссии, также приводились в исполнение не в местных тюрьмах, а в тюрьмах крупных городов более лояльных к советской власти центральных областей Украины и Белоруссии, в частности, в тюрьмах Харькова, Минска и Киева.
Нельзя также полностью исключить и того, что какое-то количество приговоров к ВМН в отношении бывших польских граждан, вынесенных трибуналами западных областей Украины и Белоруссии, могло быть приведено в исполнение и в тюрьмах некоторых городов РСФСР, в частности, Смоленска и Калинина.
Кстати, само понятие «бывшие польские граждане» - это вовсе не обязательно поляки.
Значительное число приговоров было тогда вынесено бывшим польским гражданам – ОУНовцам и еврейским националистам, среди которых этнических поляков, скорее всего, вообще не было.
Зато, судя по фамилиям осужденных, среди приговоренных в 1939-41 г.г. к расстрелу бывших польских граждан-украинских националистов было некоторое (причем далеко не единичное!) количество евреев и этнических русских.
>Сергей Стрыгин: Из польских публикаций ясно одно - могилы предварительно кем-то специально вскрывались и обрабатывались.
>Vyacheslav Sachkov: Не понял, что ты тут имеешь в виду. Выразись, пожалуйста, понятней.
Польские археологи, вскрывавшие захоронения на спецкладбищах в Пятихатках и Медном в 1991 и в 1994-96 г.г., постоянно жаловались на так называемые «нарушения анатомической целостности захоронений».
Говоря проще – могилы на кладбищах кто-то уже вскрывал до них и проводил какие-то манипуляции с находящимися там останками, в результате которых различные части захороненных тел стали лежать в совершенно другом порядке и в других местах, чем после первоначального захоронения.
О нарушениях анатомической целостности захоронений поляки составляли многочисленные официальные акты, называя это «профанацией захоронений» и «осквернением могил».
Поскольку на спецкладбищах какие-либо работы могли вестись только с ведома КГБ СССР, поляки тут же выдвинули версию, что КГБ таким образом хотел скрыть следы нахождения в могилах останков польских граждан.
Например, летом 1996 г. на спецкладбище в Пятихатках польские археологи обнаружили, запротоколировали и даже сфотографировали следы многочисленных скважин диаметром 60, 80 и 90 см, незадолго до того пробуренных в ночное время неизвестными лицами в захоронения, признанные позднее «польскими».
Остатки какие-то железных труб «непонятного назначения», торчащих на поверхности земли и «уходящих в глубь захоронений», обнаружили польские археологи и на спецкладбище в Медном.
>Сергей Стрыгин: Кроме того, настораживает, что сохранность найденной в могилах "польской" атрибутики, особенно бумажных документов, - "поразительно хорошая". Мое личное мнение - на обоих спецкладбищах сотрудниками ФСБ России и СБ Украины были предварительно обработаны и подготовлены к публичной эксгумации ряд массовых могил с телами расстрелянных в 1937-38 г.г. советских граждан.
>Vyacheslav Sachkov: Вряд ли. Во всяком случае, по официальным сообщениям, раскопки производили поляки. Т.е. на нашу сторону грешить здесь некорректно.
Организаторам кампании по фальсификации Катынского дела из ЦК КПСС и КГБ СССР для легализации в глазах советского, польского, а, заодно, и западного обывателя якобы «случайно обнаруженных» якобы «польских» захоронений на засекреченных спецкладбищах НКВД требовался максимально правдоподобный полномасштабный спектакль в стиле «некрофил-реалти-шоу» с раскопками захоронений руками самих поляков и обнаружением ими же польской атрибутики в раскопанных могилах
( в 1991 г. – подобное «некрофил-реалти-шоу» устраивалось руками поляков плюс формально независимых от КГБ следователей Главной военной прокуратуры).
Если вещдоки в могилы подброшены, то, скорее всего, подброшены незадолго до начала раскопок.
Уважаемый Дасси уже не раз рассказывал на форуме, как во время раскопок в Медном в 1991 г. обнаруженные бумажные документы извлекали из могил с трупами прямо на глазах свидетелей, в том числе и на его, Дасси, глазах.
Мысль о том, что извлекаемые из могил бумаги подозрительно хорошо сохранились не то что для 50-летнего, но даже для 2-3-летнего пребывания в земле, уважаемому Дасси в голову не пришла.
Как и то, что на трупах людей, казненных сотрудниками НКВД, вообще не должно было находиться никаких бумаг, документов или иных предметов, позволяющих произвести хоть какое-то опознание личности казненных (оставление на трупах казненных подобных бумаг, документов или предметов категорически запрещала инструкция о порядке производства расстрелов) !
>> Сергей Стрыгин: Из могил были удалены улики, явно указывающие на советское происхождение останков (в основном, женские трупы и сохранившаяся обувь советского производства) и подброшены различные предметы польского происхождения.
> Vyacheslav Sachkov: Доказательства?
Главное доказательство – навязчивое присутствие в могилах многочисленной польской атрибутики в виде неких артефактов по принципу: «А вот и рояль в кустах!».
Почитайте показания Митрофана Сыромятникова о порядке производства в Харькове расстрелов поляков.
В них М.Сыромятников прямо и недвусмысленно показал, что в мае 1940 г. поляков помещали в камеры смертников только после тщательного обыска и изъятия документов, денег и других личных предметов, а расстреливали в тюремном подвале раздетыми по пояс, в одних нательных рубахах.
Каким образом при такой методике расстрела могли попасть в могилы письма и документы на польском языке, «поразительно хорошо» сохранившиеся польские мундиры, горсти металлических пуговиц с польскими орлами, многочисленные алюминиевые армейские фляжки с нацарапанными польскими фамилиями и пр. !?
Ответ напрашивается сам собой – эти предметы были подброшены в могилы на спецкладбище либо сотрудниками НКВД в 1940 г., либо сотрудниками КГБ(СБУ) в 1990-96 г.г. (нужное подчеркнуть).
И какой же из двух вариантов ответа представляется более вероятным ?
>> Сергей Стрыгин: Hикаких фактических материалов об эксгумациях 1994-96 г.г. в Медном и Пятихатках в России не опубликовано.
> Vyacheslav Sachkov: А никаких эксгумаций после 1991 г. и не было.
В Медном была крупная эксгумация летом 1994 г., в Козьих Горах – летом 1994 и 1995 г.г., в Пятихатках – летом 1996 г. Эти эксгумации проводились польскими археологами абсолютно автономно, вне каких-либо уголовно-процессуальных рамок законодательства России или Украины и были гораздо масштабнее и результативнее эксгумаций 1991 г., проводившихся в этих же местах поляками совместно с сотрудниками Главной военной прокуратуры СССР.
В России никаких фактических данных о результатах этих эксгумаций опубликовано не было – только краткая информация о самом факте проведения этих раскопок и еще более скупые итоговые результаты об обнаруженных в Медном 26 и в Пятихатках 15 якобы «польских» захоронений.
В России не было обнародовано даже число трупов, эксгумированных в 1994-96 г.г. поляками в Медном, Пятихатках и Козьих Горах.
>> Сергей Стрыгин: Теперь про 1080 отсутствующих на кладбище при польском мемориале в Козьих Горах трупов военнопленных из Козельского лагеря и наличии там 800 трупов неизвестно откуда взявшихся поляков, никогда в Козельском лагере не содержавшихся. Выражаю очень серьезные сомнения, что этот факт где-либо в Польше открыто опубликован. По простой причине - он прямо противоречит современному варианту "версии Геббельса".
> Vyacheslav Sachkov: Ты в корне не прав. Левая фракция польского сейма подняла именно по этому поводу сильный шум, но нам об этом, конечно, никто не соизволил сообщать.
Очень интересная информация насчет политической борьбы в польском сейме вокруг сведений о наличии «посторонних» в катынских могилах. А можно ли узнать поподробнее?
Хотя бы схематично, кто какую версию по Катынскому делу отстаивал и какие аргументы в защиту своей позиции приводил?
>> Сергей Стрыгин: В заключение еще раз повторяю вопрос: где по Вашему мнению захоронены 1080 военнопленных офицера из Козельского лагеря и откуда взялись в Козьих Горах трупы 800 поляков, не содержавшихся в Козельске ?
> Vyacheslav Sachkov:
> Предположение номер 1. По официальному сообщению, в 1991 г. захоронения в Медном остались недораскопанными примерно на 80%.
> Предположение номер 2. А почему 1080 заключенных Козельского лагеря, о которых идет речь, должны были быть вообще расстреляны и захоронены? Это ведь не более чем сугубое предположение, которым ты оперируешь почему-то как выясненным фактом.
В Медное поляки из Козельского лагеря, отправленные в апреле-мае 1940 г. «в распоряжение начальника УНКВД по Смоленской области» ну никак попасть не могли!
Ни по «версии Сталина», ни по «версии Геббельса».
Кроме того, все 26 признаных «польскими» могил в Медном были раскопаны в 1994 г. в ходе эксгумации, проводившейся польской стороной.
После проверки «списка Зори» общее число «посторонних» трупов из официального немецкого списка снизилось почти на порядок.
Сейчас можно говорить о наличии примерно 100-200 «посторонних» трупов в семи полностью эксгумированных немцами в апреле-июне 1943 г. катынских могилах и, соответственно, об отсутствии в этих могилах, как минимум, 130-250 трупов поляков из Козельского лагеря (о точном количестве «посторонних» трупов в катынских могилах можно будет говорить только после того, как уважаемый Дасси опубликует окончательные результаты своей проверки «списка Зори»).
Такая арифметика пока снимает аргумент, что даже по общеизвестным официальным немецким данным из книги «Amtliches Material zum Massenmord von Katyn», в Козьих Горах должно быть захоронено существенно больше, чем 4421 труп поляков (сторонники «версии Геббельса» могут еще некоторое время возражать против этого аргумента, что все «недостающие» трупы якобы лежат в недораскопанной немцами 1-6 июня 1943 г. могиле №8).
Но ни в коей мере не снимается вопрос о том, кто эти "посторонние" и как они попали в катынские могилы.