Камов, Миль - фигня все это. Вертолетов вообще не должно быть (+)
Время и деньги (Казань)
23.11.2004
КОНЕЦ ЭПОХИ ВЕРТОЛЕТОВ?
“Вертолетов не должно быть” - такую нетривиальную идею выдвигает заведующий кафедрой строительной механики КГТУ им. А.Н.Туполева доктор технических наук Владимир Павлов. За свои изыскания группа ученых КГТУ под руководством заслуженного деятеля науки Владимира Александровича получила премию фонда писателя-фантаста Роберта Хайнлайна. Но их идеи - отнюдь не фантастика.
Все - на вертикальный взлет
-Сегодня в авиации сосуществуют самолет и вертолет, - говорит Владимир Александрович. - Самолет может летать и на сверхзвуке, а обычный вертолет больше 300 километров в час не дает, но зато может взлетать вертикально. Есть реактивные самолеты вертикального взлета - наши Як-38, Як-41, английский “Харриер”. Но они на неподготовленную площадку сесть не могут - выдирают реактивной струей куски грунта. И только на посадку у них уходит треть бака - это, согласитесь, не для народного хозяйства. Вертолет уже приемлемее. Но в то же время самолет тратит топлива на единицу веса раз в шесть меньше, чем геликоптер. Наша идея такова. Мы взлетаем в вертолетном режиме, на винте, а потом летим в самолетном - на дискообразном крыле, в которое и убираются лопасти, использующиеся при старте и посадке. Это позволяет уменьшить расход топлива в 3-4 раза! Когда я об этом говорю, думают - ненормальный. Потому что обычно борьба идет за выгоду, к примеру, в 5 процентов. Никто, по устоявшейся традиции, не верит, что можно создать более экономичный аппарат. Но мы основываемся на строгих научных расчетах.
Вот простаивает у нас авиазавод, а мы готовы за счет этих небольших самолетиков дело поставить так, что они будут нам давать средства не от Китая и Малайзии, в основном и покупающих нашу авиатехнику, а от Европы, что, согласитесь, несколько иной уровень. С такими самолетами мы могли бы быть впереди планеты всей. Представляете: вертолеты тогда не нужны!
К нам уже обращались из Америки и Швейцарии. А европейские фирмы сейчас организовали компанию, которая занимается именно вертикальным взлетом для “народного хозяйства”. Предлагали уехать к ним, но я уже старый - и могу, и хочу работать только здесь. И потом, дайте нам денег, и мы с вертолетчиками все сделаем сами.
Из космоса - с комфортом
Изобретение ученых из КГТУ может послужить и нашей космической отрасли. На чем сейчас опускаются с орбиты космические корабли? На парашютах - довольно громоздко, опасно и неточно (с точки зрения приземления в намеченном районе). Но есть вариант - то же дисковое крыло с лопастями. Об этом, кстати, думал еще Сергей Павлович Королев, но так и не реализовал проект - рано ушел из жизни.
- Приспособить наше крыло для посадки первых ступеней ракет и спускаемых аппаратов сам Бог велел, - продолжает Владимир Александрович. - Достойно удивления: сколько лет космической эры прошло, а мы все продолжаем возвращение космонавтов именовать “спасением”. Падают куда-то на парашютах... Погода изменилась - их снесло. Вертолеты не всегда рядом могут сесть. А здесь спускаемый аппарат станет управляемым. К тому же наша система легче парашютной. У космических спускаемых аппаратов с дисковым крылом будет и еще одно преимущество. Сейчас в атмосферу входит нечто типа утюга - все горит, плавится. У нас - другое: аппарат подходит к атмосфере и несколько раз отражается от нее, как блинчик. Таким образом, он очень медленно и “безболезненно” гасит скорость. Отражение продолжается и в самой атмосфере. Далее, уже на дозвуковой скорости, раскрываются лопасти и начинается плавный горизонтальный, переходящий в конце в вертикальный, спуск. Итак, достоинства проекта: приземление там, где хотим, более мягкая посадка, многоразовость, более плавный вход в атмосферу. Для создания такой системы спасения нужно 37,5 миллиона долларов, но при серийном производстве это будет гораздо дешевле.
А какая экономия будет на сохранении первых ступеней ракет-носителей! Когда после старта они отработают свое, смогут прилететь в автоматическом режиме туда, откуда, например, взлетели, а потом могут быть вновь использованы. Представьте жуткую картину: сегодня окрестности Байконура завалены на 700 километров обломками этих ракет. А если иметь в виду, что и топливо разливается...
Но... до космических заказов нам очень и очень далеко, поскольку Татарстан никто в этой области серьезно не воспринимает. Поэтому мне вдвойне приятно, что мы выступили в области космических технологий и победили.
Наш университет имеет колоссальные научные и управленческие силы. Мы бы взялись за подъем всего этого дела. Сейчас мы возобновили работу лаборатории по средствам спасения космических аппаратов, но исключительно для нужд вертолетного завода, специалистам которого я всячески пытаюсь доказать, что вертолетов не должно быть, а должны быть самолеты с вертикальным взлетом. Это их, конечно, немного отталкивает, но у нас с ними хорошие отношения, и спасибо, что они нас всячески поддерживают.