От Василий Т. Ответить на сообщение
К GAI Ответить по почте
Дата 12.11.2004 04:29:25 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Артиллерия; Версия для печати

Вот некоторые данные из "терровских" "Приказов НКО"... (+)

Доброе время суток

>Похоронка подписана райвоенкомом,а не командиром части. Это что,общепринятая тогда практика была? то есть получается,что часть отравляла сведения по военкоматам призванных,а там уже "похоронки" писали?
>Я уже как то задавал вопрос о прохождении "похоронок",но внятного ответа не было.
>Похоронки приходили все таки прямо домой,или через местные органы власти? имелась ли у местных властей какая либо информация о гибели местных,или единственным документом был оригинал "похоронки" в семье? Что служило основанием для назначения льгот семьям погибших?

"ПРИКАЗ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ВЫСЫЛКИ ИЗВЕЩЕНИЙ СЕМЬЯМ О ГИБЕЛИ ИЛИ ПРОПАЖЕ БЕЗ ВЕСТИ ЛИЦ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО И ВЫСШЕГО НАЧСОСТАВА И СВЕРХСРОЧНОСЛУЖАЩИХ
№ 10
14 января 1942 г.

В изменение п. 14 приказа НКО 1941 года № 138XXX установить следующий порядок высылки извещений семьям о гибели или пропаже без вести лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава и сверхсрочно служащих:

1. Если воинской части адрес родственников погибшего или пропавшего без вести известен, извещение высылать непосредственно в адрес семьи, а копию извещения – райвоенкому по месту ее жительства.

2. Если воинской части адрес родственников не известен, извещение направлять Главному управлению кадров НКО (по 8-му отделу) для отправки соответствующему райвоенкому.

3. Райвоенкомам немедленно по получении извещения оповещать семьи о гибели или пропаже без вести военнослужащего, принимать меры к скорейшему оформлению документов, необходимых для назначений пенсий, с прекращением выплат семьям по аттестатам.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы ХРУЛЕВ"

---------------------

В конце страницы есть ссылка на некоторые документы, самые интересные из которых:

"ПРИКАЗ О ПЕРСОНАЛЬНОМ УЧЕТЕ БЕЗВОЗВРАТНЫХ ПОТЕРЬ НА ФРОНТАХ
№ 0270
12 апреля 1942 г.

Большое количество писем в ЦК ВКП(б) и в Наркомат обороны от граждан, справляющихся о судьбе своих близких родственников на фронтах, свидетельствует, что учет личного состава, в особенности учет потерь, ведется в действующей армии совершенно неудовлетворительно.

Многие войсковые части не посылают родственникам погибших установленных извещений, а штабы соединений не высылают своевременно в Центр именных списков погибших.

Это обстоятельство вызывает со стороны населения справедливые нарекания на неполучение исчерпывающих ответов на запросы. По этой же причине затягивается и назначение пенсий семьям погибших.

В результате несвоевременного и неполного представления войсковыми частями списков о потерях получилось большое несоответствие между данными численного и персонального учета потерь. На персональном учете состоит в настоящее время не более одной трети действительного числа убитых. Данные персонального учета пропавших без вести и попавших в плен еще более далеки от истины.

Все это говорит за то, что со стороны штабов армий и фронтов не установлено должного контроля за учетом и представлением указанных сведений.

В целях упорядочения персонального учета безвозвратных потерь на фронтах, во исполнение п. 5 постановления Государственного Комитета Обороны от 11 марта 1942 года № 1424с –

Приказываю:

1. Командирам полков и других отдельных частей в 15-дневный срок выслать извещения родственникам и в районные военные комиссариаты о всех убитых и умерших, о которых извещения до сих пор не посланы.
В дальнейшем посылать: извещения об убитых и умерших – как только отдан приказ об исключении из списков части, а о без вести пропавших и попавших в плен – по истечение одного месяца со дня исключения из списков части.

2. Штабам армий в 15-дневный срок собрать от штабов соединений и отдельных частей армейского подчинения именные списки на всех убитых, умерших, пропавших без вести и попавших в плен, на которых списки до сих пор в Центр не представлены, и выслать их с нарочным в Центральное бюро учета потерь на фронтах Главупраформа (Москва, ул. Фрунзе, 19).

3. Штабам армий строго следить за своевременностью представления штабами соединений именных списков безвозвратных потерь в Центральное бюро, а военным советам армий ежемесячно 25 числа доносить о результатах проверки в Главное управление формирования и укомплектования войск по телеграфу.

4. Во изменение ст. 12 Положения о персональном учете потерь установить, что именные списки безвозвратных потерь (убитые, умершие, без вести пропавшие и попавшие в плен) представляются штабами полков в штабы дивизий каждые 5 дней и прикладываются к донесению штаба полка о потерях (форма № 8 “Табели донесений”).

5. Военным советам фронтов донести мне о выполнении настоящего приказа для доклада Народному комиссару обороны товарищу Сталину к 10 мая 1942 года.

6. Приказ передать военным советам фронтов и армий по телеграфу.

Заместитель Народного комиссара обороны армейский комиссар 1 ранга Е. ЩАДЕНКО
Ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 98-99. Подлинник."

и

"ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ ВЫСЫЛКИ ВОЙСКОВЫМИ ЧАСТЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЗВЕЩЕНИЙ О ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В БОЯХ ЛИЦАХ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И СВЕРХСРОЧНОСЛУЖАЩИХ
И О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИЙ СЕМЬЯМ ЭТИХ ЛИЦ
№ 214
14 июля 1942 г.

Несмотря на указания приказа НКО 1941 г. № 138 о высылке извещений семьям погибших лиц начальствующего состава войсковыми частями и учреждениями действующей армии немедленно по установлении факта смерти военнослужащего, эти извещения высылаются с большим опозданием:

Поарм 55 о смерти батальонного комиссара Шелутко А. А., погибшего 3.11.1941 г., выслал извещение семье только 5.4.1942 г.;

420-й артполк АРГК о погибшем 14.9.1941 г. лейтенанте Жавнирович П. 3. выслал извещение семье 23.3.1942 г., т. е. через 6 месяцев;

150-я танковая бригада о погибшем 24.7.1941 г. майоре Исакович И. Я. выслала извещение семье 19.4.1942 г. – спустя почти 9 месяцев.

Имеются случаи, когда в высылаемых извещениях нет даты подписания извещения и даже даты гибели военнослужащего.
Все это задерживает назначение пенсий семьям командиров, погибших, защищая социалистическую Родину.

Приказываю:

1. Командирам и комиссарам войсковых частей и соединений в двухдневный срок по установлении смерти военнослужащего обеспечивать высылку извещения семье, включая в него все требуемые формой сведения (дата гибели, место погребения и т. д.).

Извещения о пропавших без вести впредь высылать в двухдневный срок после исключения этих лиц из списков части.

2. В извещениях (форма № 4, приказ НКО 1941 г. № 138), помимо военного звания погибшего или пропавшего без вести военнослужащего, указывать последнюю занимаемую им штатную должность, а также почтовый адрес части.

3. Одновременно с высылкой извещения семье копию извещения высылать в облвоенкомат по месту жительства семьи с приложением расчетной книжки погибшего или справки (взамен расчетной книжки) об окладе и сроке удовлетворения денежным содержанием пропавшего без вести военнослужащего для разрешения вопроса о назначении пенсии семье.

Если адрес семьи неизвестен, – извещение вместе с расчетной книжкой (или справкой) высылать непосредственно в Финансовое управление при НКО.

4. Военным советам фронтов и отдельных армий установить контроль за выполнением п. п. 1-3 настоящего приказа.

5. Областным военным комиссарам немедленно по получении копий извещений (п. 3 настоящего приказа) уведомлять соответствующие райвоенкоматы для расчетов с семьями и представления ими необходимых документов для назначения пенсии.

6. Пенсии семьям умерших лиц начальствующего состава и сверхсрочнослужащих назначать с 1 числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором умер военнослужащий.

Суммы, выплаченные семье по денежному аттестату, если они меньше пенсии, а также суммы, выплаченные в порядке приказов НКО 1941 г. № 242 и 1942 г. № 140, засчитывать в счет пенсии.

В тех случаях, когда семье военнослужащего до получения ею или облвоенкоматом извещения о смерти выплачена по аттестату большая сумма, чем полагается за то же время пенсии, – удержаний переполученных по аттестату сумм не производить.

Пенсии семьям пропавших без вести назначать тем же порядком, но только после получения выписки из приказа по личному составу об исключении пропавшего без вести военнослужащего из списков Красной Армии.

7. Ст. 14 “Положения о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время (приказ НКО 1941 г. № 138) в части высылки извещений о пропавших без вести и приказ НКО 1942 г. № 10 отменить.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы ХРУЛЕВ
Ф. 4, оп. 12, д. 105, л. 94-95. Подлинник."


=====================

Сноска в конце книги к приказу, приведенному первым:

"Приказ НКО № 138 от 15 марта 1941 г. объявлял Положение о персональном учете потерь и погребении личного состава Красной Армии в военное время. Это положение было разработано на основе Инструкции о порядке пользования медальонами Красной Армии и Положения о персональном учете потерь личного состава Красной Армии, объявленными в приказе НКО № 238 от 21 декабря 1939 г., (который приказом № 138 отменялся). Вводимым положением определялись система персонального учета потерь на фронтах, порядок погребения погибших и устанавливались правила извещения населения страны о судьбе родственников – военнослужащих действующей армии. Извещение семьи погибшего военнослужащего являлось документом для возбуждения ходатайства о назначении пенсии. Для учета потерь личного состава в военное время каждому военнослужащему с момента прибытия его в часть (и в мирное, и в военное время) выдавался медальон с вкладышем в двух экземплярах, который записывался в вещевой аттестат. Персональный учет потерь частей производился по вкладышам медальонов, изъятых у погибших военнослужащих, на основании которых составлялись именные списки персональных потерь. Персональный учет потерь в штабе дивизии (бригады) и корпуса осуществлялся на основании списков потерь частей и по медальонам. После установления персональных потерь штабом дивизии (бригады), корпуса составлялись именные списки безвозвратных потерь (убитые, умершие от ран, пропавшие без вести и взятые в плен) за все части, в том числе и за тыловые учреждения, входящие в состав дивизии (бригады). В штабе корпуса составлялись именные списки потерь только за управление корпуса, корпусные части и тыловые и лечебные учреждения, непосредственно подчиненные корпусу. Списки потерь три раза в месяц – к 1, 10 и 20-му числу каждого месяца – должны были высылаться в Управление по укомплектованию войск Генерального штаба; сюда же во внеочередном порядке по телеграфу сообщалось о безвозвратных потерях на занимающих должности командира полка (им соответствующие) и выше. По таким же правилам осуществлялся персональный учет потерь личного состава штаба армии (фронта) и органов армейского (фронтового) управления.
В п. 14 Положения (в который приказом НКО № 10 от 14 января 1942 г. вносились изменения) устанавливалось:
“Военнослужащие, без вести пропавшие, учитываются в штабе полка в течение 15 дней как временно выбывшие. Командиры части и подразделения обязаны принять все меры к выяснению судьбы пропавших без вести.
После 15-дневного срока без вести пропавшие заносятся в список безвозвратных потерь, исключаются из списков части с донесением по команде.
По истечении 45 дней о без вести пропавших извещаются родственники. Если впоследствии судьба без вести пропавших военнослужащих выяснена, то о них немедленно сообщаются дополнительные сведения как по команде, так и РВК или родственникам"."

С уважением, Василий Т. http://ww2doc.50megs.com/Issues.html