От В. Кашин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.10.2004 13:26:36 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Первое "золотое сечение" в истории

Добрый день!

взято из: Г.Н.Караев. Военное искусство Древнего Китая. М., 1959



Из сказанного видно, что принятая ко времени Сунь-цзы организация китайского войска в наиболее передовой его части возникла и развилась в древнем Китае как самобытная военная организация, основанная на боевом опыте. Она принципиально отличалась от организации войск в других азиатских странах тем, что предусматривала объединение наступления боевых колесниц и пехоты, стремительное совместное преодоление ими пространства, на котором противник мог поразить их метательным оружием, и одновременный сокрушительный удар по боевому порядку противника, а также быстрый охват одного или двух его флангов.
Как уже упоминалось, низовая тактическая единица китайского войска состояла из одной легкой (наступательной) колесницы, одной тяжелой (оборонительной) колесницы, 72 воинов и 25 человек обслуживающего состава. Перед сражением боевые колесницы выезжали вперед. Сунь-цзы в своем трактате пишет: «Если легкие боевые колесницы выезжают вперед, а войско располагается по сторонам их, значит противник строится в боевой порядок» 3. В уже цитировавшемся трактате Лю-тао дается очень яркая характеристика тех задач, которые возлагались на боевые колесницы в наступательном бою: «Колесницы — это крылья армии; они ниспровергают крепкие позиции, поражают сильного противника, преграждают путь бегущим» 4. Таким образом, яри построении
в боевой порядок легкие колесницы выезжали вперед и пехота строилась по обеим их сторонам. Действия их носили обычно стремительный характер.
На колеснице находилось три воина, одетых в ла-гы, со шлемами на головах. Один из них, помещавшийся в центре, правил лошадьми, двое других находились несколько сзади от него. Они, собственно, и вели бой. В летописях сохранилось упоминание о том, что тот из них, который находился слева, поражал врагов из лука и являлся командиром колесницы и
Противник

Примечание. Тяжелая оборонительная колесница оставлена в
Рис, 54, Наиболее вероятный боевой
порядок колесницы и приданной ей
пехоты в китайском войске
приданной ей пехоты («Старший сы»), а находившийся справа считался его заместителем, он рубил и колол врагов. Надо полагать, однако, что в ходе боя каждый из них действовал и тем и другим оружием.
Каждой колеснице было придано 72 воина-пехотинца, разделенных на три группы по 24 человека в каждой. Естественно предположить, что две из трех групп воинов-пехотинцев строились по обеим сторонам колесницы со своими командирами во главе («Средние сы»)> Третья группа должна была, вероятнее всего, помещаться непосредственно за колесницей (рис. 54),
1-22
Перед сражением тяжелые колесницы должны были оставаться в тылу. Они представляли собой большие, вместительные повозки. Каждую повозку везли 12 волов. В них находилось продовольствие, котлы для варки пищи, материал и инструмент для починки оружия и т. п. В числе состоявших при ней воинов были .кашевары, складские работники, конюхи и подносчики топлива и воды. Все оборонительные колесницы были покрыты конскими и воловьими кожами, защищавшими воинов от стрел и дротиков противника.
Рис. 55. Боевой порядок того же подразделения китайского войска (по Разину)
Некоторые авторы склонны считать, что при построении боевого порядка вперед выдвигались не легкие колесницы, а одна из приданных им групп воинов-пехотинцев, тяжелые же колесницы следовали непосредственно за легкими '. Таким образом, легкие боевые колесницы, будучи основной боевой силой группирующегося вокруг их тактического подразделения, ставились, по их мнению, в центре боевого порядка (рис. 55). С этим нельзя согласиться. Расположение пехоты впереди легких боевых колесниц препятствовало бы их быстрому движению, а это сводило бы на нет те боевые преимущества, которые им давала быстрота движения и сила удара по боевому порядку противника. Нецелесообразно было бы при наступлении располагать тяжелые колесницы непосредственно за легкими, так как при быстром движении последние сразу же вырвались бы вперед и оторвались от тяжелых колесниц. Неуклюжие, тяжелые колесницы,
запряженные большим количеством волов, остались бы разбросанными на иоле боя и оказались бы совершенно бесполезными. Следовательно, согласиться с этим вариантом боевого построения никак нельзя.
Более разумно принять за основу такой боевой порядок, когда боевые колесницы находятся впереди и ничто не мешает их быстрому движению вперед. С приближением к противнику на расстояние поражения стрелами колесницы, никем не стесняемые, устремлялись вперед, быстро преодолевали наиболее опасное для них пространство, поражаемое стрелами и дротиками, и на полном ходу врезались в боевое построение врага и нарушали его. В этот момент подоспевала пехота, которая следовала за своими колесницами. Две группы пехотинцев (по 24 воина в каждой), расположенные по обеим сторонам колесниц, бросались вперед и проникали в расположение противника, развивая достигнутый колесницами успех. Третья группа оказывала поддержку двум первым там, где это больше всего требовалось, и, таким образом, усиливала натиск.
Сказанное подтверждается летописными источниками. Так, например, в летописи «Тунцзянь ганму» в записи за 597 год до н. э. рассказывается о столкновении цзиньского войска с чуским. Движение цзинь-ского войска было обнаружено благодаря^ поднятой им пыли. Получив известие о приближении цзинь-цев, чусцы выстроились в боевой порядок. Суньфу сказал тогда: «Лучше нам прежде напасть, нежели допустить нападение на нас». Можно предполагать, что он имел в виду не только упреждение противника, но и использование элемента внезапности во время похода и неподготовленность врага к отражению удара. Далее сказано: «...войско быстро двинулось вперед. Колесницы скакали, солдаты бежали и таким образом наступили на цзиньское войско...» Это говорит о том, что впереди боевых колесниц не могло быть пехоты. Она могла быть расположена либо по сторонам колесниц, либо следовала непосредственно за ними.
В случае перехода к обороне войско укрывалось за находившиеся в тылу тяжелые оборонительные колесницы. Эти массивные повозки ставились плотно одна к другой, образуя тем самым достаточно надеж мое укрытие от стрел и дротиков противника. Под их прикрытием пехота отбивала наступление врага, а затем, в зависимости от обстановки, переходила в новое наступление или отходила назад. Во время боя под прикрытием тяжелых колесниц легкие боевые колесницы вместе с лошадьми и волами ставились внутри расположения войска с таким расчетом, чтобы меньше иметь потерь от стрел противника.
Что касается такого построения китайского войска, т. е. когда впереди и по обеим сторонам боевых наступательных колесниц движутся группы пехоты, а оборонительные колесницы находятся непосредственно за ними (рис. 55), то оно является весьма целесообразным на походе, а также в тех случаях, когда необходимо при движении прикрыть колесницы от возможного внезапного нападения противника. Следовательно, оно могло применяться в качестве предбоевого построения войска.

С уважением, Василий Кашин