Начало 21-го века – это время бурного развития информационных технологий, который проникли во многие сферы жизни. Реалиями нашего дня стали программные системы, позволяющие в реальном масштабе времени отслеживать грузо-пассажирские перевозки в масштабах континента, глобальные системы судоходства, слежения за воздушным пространством, глобальные системы электронной торговли, не говоря уже о биллинговых система операторов сотовой связи, обеспечивающий работу миллионов абонентов. Правда, в открытых источниках чрезвычайно мало информации о информационных системах, использующихся в военной сфере, которые применяются для моделирования боевых действий, для обучения ведению боевых действий, так и для собственно их обеспечения.
В исторической науке использование компьютерных технологий, математических методов исследования исторических процессов остаётся на низком уровне. В частности, преподавание истории в учебных заведениях, по современным представлениям, слабо подкреплено методически. В отличие от естественно-научных дисциплин, например, физики или биологии, преподавание которых обеспечивается наглядной демонстрацией моделей реального времени физических или биологических процессов, преподавание истории обеспечивается только скудным набором карт и схем. Отсутствуют автоматизированные инструменты, доступные широкой публике (или не известны ей), способные моделировать и анализировать историю, точнее, её военные, социальные, экономические аспекты.
Существование объективных предпосылок, делающих принципиально возможными создание таких инструментов, налицо. Это высокая производительность современных компьютеров, развитый аппарат численных методов, наличие высокопроизводительных баз данных, геоинформационных систем, довольно точно воспроизводящих поверхность планеты. Единственное, что сдерживает появление таких систем – это их невостребованность по экономическим причинам.
Как пример – представьте себе изображение, с насенённой картой западных границ СССР на момент 22 июня 1941 года, на котором преставлено распределение войск Красной Армии и немецких войск (военный аспект). По нажатию кнопки карта оживает, перед вами – анимированная картина движения войск, тут же графики, выбранные вами, характеризующие состояние сторон. Вот серые масса европейских войск быстро течет на восток, быстро падают графики численности войск и техники серой массы. Ближе к Волге наблюдаем позиционное равновесие, вот уже серые медленно покатились на запад. Останавливаем картину. На экране – ноябрь 1942 года… Другой пример – история Британии, территориальный и экономический аспекты. Пользователь системы выбрал Бринанию из списка, выбрал параметры для анализа, период анализа. По нажатию на кнопку – он получил обработанную информацию в виде графиков, карт, исторических справок…
Читатель наверняка заметил, что существующие компьютерные игры – военные и экономические, являются грубым приближением описываемой мною системы. Это верно. Игры востребованны.
Не вызывает сомнений, что создание исторической информационной системы является возможным. Стараниями энтузиастов, в разных частях планеты создаются мощные операционные системы, большое количество сложнейшего софта. Люди способны объединятся вокруг интересных идей даже без материального стимула. Наверное, и в создании обсуждаемой системы можно пойти по такому пути.
Хочется открыть дискуссию по вопросу актуальности такой системы. Хочется услышать мнения людей. Историков, или просто интересующихся историей или преподающих этот предмет. Специалистов, имеющих отношение к моделированию боевых действий, преподавателей военных кафедр.
Возможно, у вас есть похожие идеи? Давайте это обсудим.
P.S.
Автор этой статьи – аспирант по направлению «радиофизика». Программист.