|
От
|
Глеб Бараев
|
|
К
|
Presscenter
|
|
Дата
|
12.10.2004 19:54:53
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Прямой связи нет
>Вот в связи с этим вопрос: есть ли какая-то прямая связь между репрессиями конца тридцатых и низкой подготовкой среднего и младшего командного состава?
В результате репрессий конца тридцатых в первую очередь пострадал высший командный состав. Для других групп командного состава и процентная доля репрессированных гораздо ниже, и связь между их военной подготовкой и репрессиями не столь линейна.
Качество подготовки среднего и младшего комсостава было низким в первую очередь из-за низкого уровня всего процесса обучения командиров всех рангов и эта проблема существовала на протяжении всего межвоенного периода.
В обучении советских командных кадров просматривается ряд тенденций: учет традиций обучения в царской армии, учет опыта обучения зарубежных (в первую очередь германской) армий, общие тенденции советского учебного процесса того времени. Последние часто играли негативную роль, например длившийся к счастью непродолжительное время переход на бригандный метод обучения, в результате чего попала под запрет лекционная форма работы. Между тем этот метод в свое время превозносился как достижение советской педагогики и внедрялся повсеместно без учета специфики учебных заведений.
Важной также была роль преподавательских кадров. В 20-е годы в конце концов военные учебные заведения были вполне удовлетворительно укомплектованы преподавателями с дореволюционным опытом военно-педагогической работы, которым в должной мере удалось наладить учебный процесс, даже невзирая на непроизводительную трату учебного времени на цикл социально-политических дисциплин, внедрявшихся по идеологическим причинам и съедавших значительную часть времени, отведенного на обучение. Но в конце 20-х - начале 30-х годов в ходе волны репрессий, связанных с "великим переломом" произошли массовые аресты в преподавательской среде по сфабрикованному делу о заговоре бывших офицеров царской армии. Ущерб, нанесенный этими арестами, можно оценить даже выше, чем ущерб от репрессий 1937 года, которые уже окончательно добили существовавшую систему подготовки. К 1941 году учебный процесс в военных учебных заведениях не мог дать хорошо подготовленных командиров.