|
От
|
Mole Man
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
27.09.2004 19:37:17
|
|
Рубрики
|
WWII; Армия;
|
|
Разведка подо Ржевом (не хотел начинать эту тему)
> Т.к. противник несомненно предпринял ряд действий, направленных на сокрытие своих намерений и действий потому разведка не "проморгала" (термин означает халатность действий), а "не выявила". Т.е противник был более успешен в противодействии нашей разведки, чем наша разведка в своем действии.
У меня сложилось мнение, переходящее в твердое убеждение, что под Ржевом наша разведка в 41-43 показала не "меньшую успешность", и не "халатность" - а ПОЛНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ.
Невольно сравниваю методы ведения разведок - противника и нашей.
Уж не беру факты, что наше командование ДВАЖДЫ не узнало, что немец полностью ушел из города.
Но даже артиллерии чтобы стрелять по цели (из закрытой позиции, не видя ее) - надо знать, где цель находится. Для этого тоже, понятно, нужна разведка.
Я не знаю, какова была ситуация на других участках фронта и в другое время.
Но под Ржевом в 1941-1943 гг. дело обстояло так.
Немецкая артиллерийская разведка.
1. Аэроразведка.
ген.Гроссман:
"После тщательной разведки и рекогносцировки (их подготовку и проведение очень облегчали аэрофотоснимки) возникал точный план боя." и т.д.
"... Ближняя разведгруппа N.5 сфотографировала с самолета площадь 3300 кв. км и дорогу длиной 50 км... ".
То есть детальное фото площади 30х110 км - работа всего одного самолета. Понятно, что одного такого самолета хватит, чтобы обеспечить "работой" десятки артбатарей. И в мемуарах ветеранов, и в наших художественных произведениях о войне полет "рамы" всегда был
предвестником артобстрела.
2. Радиоразведка.
(Гроссман, стр.132):
"Исключительно плодотворно работала радиоразведка. Ежедневно сообщала она о приближении, группировке и силе неприятеля, его настроении после утомительных походов, трудностях в
обеспечении, оценке немецкого положения и русских планах... Русские открыто передавали по радио условные названия населенных пунктов, которые наши радисты очень скоро изучили. Однажды один их командир жаловался на скопление чужих подразделений в его деревне. Как только он назвал деревню, вся артиллерия 6-й дивизии послала ему туда "салют"."
3. Перебежчики.
Часто упоминается, что все данные о наших планах и передвижениях немцам приносили наши перебежчики - не желая гибнуть в завтрашнем наступлении, некоторые бежали в плен к врагу (только на участке одного 6-го арткорпуса за 3 месяца на сторону немцев перешло 25 человек).
Гроссман:
"Когда перед обширным минным полем атаки, казалось, сели на мель, один перебежчик показал "переулок" через мины. И полк достиг дневной цели уже в полдень."
4. Действия наблюдательных станций, "слухачей".
Сплошь и рядом наши батареи накрывались ответным огнём сразу после начала стрельбы. Их координаты засекали наблюдательные станции.
5. Действия разведгрупп.
В.Астафьев с интервью журналу "Родина" писал:
"Ведь к нам в тыл пройти немецким разведчикам ничего не стоило: как хотели, так и шлялись. Был случай, когда с одного места немцы семь человек "языков" взяли перед самым наступлением...."
6. Допросы военнопленных и т.д.
Наша артразведка.
Самолётов в 1942 г. катастрофически не хватало, об авиаразведке речи не было. Перебежчиков с немецкой стороны под Ржевом тоже практически не было.
Не знаю, велась ли радиоразведка, в мемуарах не встречал.
В арт.разведке служил Солженицын, но, судя по его мемуарам ("Желябугские
выселки"), толку от них было немного - то развернуться и засечь врага не
успевали, то воздух нагрелся. Жаловался на начальство - "Но начальство никак
этого закона не усвоит. Были б с умом - передвигали б нас днями, а не
ночами....
- Давайте координаты!
- Без привязки - пока не точно...
Отвечают матом.... Мне бы легче - ткнуть иглой в планшет, они десяток снарядов сбросят и успокоятся. А при новом обстреле сказать - это, мол, новая цель. Но не буду ж я так....
- Командир батареи! За такую работу отправлю в штрафной батальон!!
...Руки по швам, бормочу про атмосферную инверсию.
- Так вот, сорок второй. Мы продвинемся и пошлем комиссию проверить немецкие огневые. И если окажутся не там - будете отвечать уголовно. "
Описано, как их звукобатарею быстро засекали с воздуха и тут же обстреливали.
Какой же вид разведки давал нашей армии информацию о немецких позициях, количестве войск, вооружении??
Об этом можно прочитать в документальной книге Е.Федорова "Правда о военном Ржеве".
На том же участке фронта, что где был генерал Гроссман, наши войска вели "разведку" так - сотнями забрасывали через линию фронта девушек после краткосрочных разведывательных курсов. Задание у них было одно - "выяснить дислокацию немецких воск". Ни оружия, ни рации им не давали. Большинство их задерживалось при переходе линии фронта, многие подрывались на минах.
Гестапо и СД ездили по лесам и набивало ими полные грузовики - все были одеты одинаково, с платочком и у всех была одна легенда "иду к бабушке в соседнюю деревню". Солдат, задерживавших "шпионок" поощряли и продвигали по службе, потому на них шла буквально охота. Полковник Шлинер Франц Макс писал о наших "разведчицах":
"Многие из них были задержаны при переходе линии фронта раньше, чем они могли навредить...Это были 14-16 летние девушки, которые были так плохо подготовлены к своим заданиям, что часть из них добровольно сдавалась нашим войскам."
В отчете о работе той же 6 АК сообщалось :
"Схваченные в большинстве при переходе линии фронта агенты после получения признания расстреляны".
Но расстреливали, конечно, не всех.
Некоторых показательно вешали. Некоторых перевербовывали и они помогали опознавать своих задержанных подруг по разведшколе. Некоторых отправляли назад с дезинформацией о немецких позициях.
(В книге Федорова приведены реальные фамилии и разведчиц-героев и разведчиц-предателей).
Ну и по каким же целям стрелять советской артиллерии из своей закрытой позиции после такой "разведки"???
Тут уж вовсе будет неудивителен приказ Сталина сносить артогнём все жилые пункты на 20 км от линии фронта.
Разведать какие из них заняты немцами, а какие нет, было невозможно.
"...из сотен тысяч батарей
по хатам наших матерей,
по нашей Родине - огонь!
ААААгонь!!!"
Я абсолютно убежден, что практически полное отсутствие нашей арт. разведки и есть причина массовых потерь мирного населения в войну от нашей же артиллерии. Про авиабомбёжки я не пишу - эти потери практически неизбежные. Про системы залпового огня тоже промолчу - после августа 1942 город Ржев обрабатывался "Катюшами" по площадям. Из 40-тысячного населения города выжило всего 248 человек.
С нашей разведкой на войне вообще была просто беда. Как пишут в своих мемуарах воевавшие под Ржевом немцы (не буду утомлять длинными цитатами)- русские весь день могли штурмовать к-л. высоту, клали горы трупов, их пулеметы не успевали остывать и раскалялись, к вечеру патроны кончались и немцы, боясь быть захваченными, отходили. К утру с удивлением видели, что ночью русские не только не заняли высоту, но вообще не вели разведки, готовясь к новой атаке и получая пополнения. И немцы с новым боезапасом возвращались в свои
вчерашние траншеи, и все продолжалось по новой.
Так что все вышесказанное можно описать вашими словами:
противник был более успешен в противодействии нашей разведки, чем наша разведка в своем действии.
Иной раз думаю про тех "разведчиц" - чем такое "действие", лучше б уж полное "бездействие". Жертв много меньше, а результат тот же.