No pasaran! А если пасаран, то недалеко...
Из рассказов сослуживцев деда:
Осенью 42-го офицерский штрафбат прибыл в расположение 47 стр. дивизии (район Усвят). Весь личный состав был одет в стальные кирассы. Говорили, что привезли эти кирасы на испытание. Но наверное - байка, т. к. просто раньше их никто не видел. Вооружение было штантное - винтовки у солдат, несколько тяжёлых пулемётов и взвод или два автоматчиков. Штрафбату отвели свой участок и он его держал. Снабжение и обеспечение штрафбата никак не отличалось от обычного. Его просто включили в состав дивизии. Воевал штрафбат здесь примерно около 2 месяцев. Были наступательные бои, но безуспешные. Потери были в нём большие. После этого его перекинули на другой участок. Вооружён был штатно. Никакой охраны (НКВД и проч.) не имел. Командовали им обычные офицеры. У них только срок службы иначе зачитывался. Типа месяц за четыре, что ли.
Мой погибший дед (комиссар полка) часто бывал в штрафбате так как он получил позиции в полосе полка и часто общался с штрафниками. Но, увы, его воспоминаний или писем об этом нет. По словам других офицеров - сослуживцев деда со штрафниками общались нормально, но мало. Каждая часть занимала свою позицию и по ним естесвенно не бродили, а в тыл штрафников не отпускали. Периодически из штрафбата осовобождались офицеры, у которых заканчивался срок. Им возвращали звания (кроме старших - от майора и выше - возвращали на звание ниже), награды и отправляли в запасные полки.
Сослуживец рассказвал как ехал в тыл с двумя лётчиками. Один в штрафбат попал за пьянку. Напился и не вылетел на боевое задание, второй за дуэль. Стрелялся из-за бабы с другим лётчиком. Тяжело того ранил. Оба отбыли сроки и возвращались в свои части.
Говорили, что был специальный приказ - лётчиков, танкистов и гвардейцев возвращать в свои части.