|
От
|
И. Кошкин
|
|
К
|
Sav
|
|
Дата
|
17.09.2004 13:50:14
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
ИМХО, немного не так.
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Приветствую!
>>и кстати мне кажется что Куликовская битва это как раз не та тема где гумилевская трактовка слишком сильно расходится с общепринятой
>
> "Общепринятая" версия событий сводится к тому, что Куликовская битва - заключительный этап неудачной попытки "москвичей" избавится от ордынского влияния. Программа была такая - никаких ярлыков на великое княжение, никакой дани, никакакого вмешательства во внутрирусские дела со стороны ордынцев, вне зависимости от того "законный" или "незаконный" хан/ханы там рулят.
Никакой особенной "программы" не было. Шло постепенное усиление Москвы, которое, в частности, выражалось еще и в том, что Москва начала потихоньку забивать на то, кому там выдали ярлык на Великое княжение, апофеозом чего стал поход Московского и васслаьных князей под Тверь, когда тверской князь в очередной раз отсосал в орде ярлык в рамках ордынской программы "сдержек и противовесов". Параллельно шел распад Золотой Орды (Гумилев и Кожинов в силу общей неграмотности не знают, что "Монгольской Империи" не существовал уже больше века), что, в частности, выражалось тем, что появлялись новые бабаи, типа Мамайки или Араб-шаха, которые требовали дани еще и себе, да и на Русь полюбили похаживать. В рамках этого беспредела Димитрий начал проводить политику "А пошли вы все нах, сами сперва разберитесь", что выразилось, в частности, в том, что дань мамайке он платить отказывался и ярлык признавать тоже. Мамайка вел войну с Тохтамышем и бабки ему были нужны, решил разобраться с непокорными данниками раз и навсегда. К тому же, разгром Бегича был опасным примером - Москва в союзе с Рязанью натянула весьма сильный ордынский корпус. Поскребя по сусекам и выбрав со своей половины улуса все, что можно, мамайка договорился с Ягелло, которому тоже были нужны бабки, и пошел учить непокорных данников. Предложение Димитрия забашлять было отклонено (впрочем, параллельно с предложением шел сбор войск). Русское духовенство целиком одобрило поход Димитрия, что взвинтило дух армии рыцарского типа на небывалую высоту. По источникам известно, что порыв тельников и зажимание зубами ленточек начался еще в Москве, что выразилось в том, что русские вдруг впали в самурайскую традицию и сказали, что они уже мертвы и им все пох (дали родным последнее целование - обряд, совершаемый над умирающими и умершими). Несмотря на то, что князей в этот поход собралось меньше, чем на Тверь, армия была ощутимо больше - из упомянутых княжеств пришли практически все знатные, их слуги и просто состоятельные люди, которых хватало на покупку коня, доспеха и оружия. Значительная часть князей осталась прикрывать свои княжества и Москву от литовских европейцев, как считает Горский, что послужило одной из причин, по которым Ягелло поперся к точке рандеву десятой дорогой (второй причиной было достаточно европейское желание посмотреть, кто победит и действовать по обстановке).
В результате произошло то, что мы называем Куликовской битвой - беспрецедентная по размерам, жестокости и продолжительности конная битва, в которой русские в конце концов перемололи татар. О размахе и жестокости битвы говорит количество павших на поле битвы знатных воинов, а также то, что ряд княжеских линий после нее пресекся или захирел.
> Евразийцы же, ищющие "ордынского наследия" трактуют эти события, как войну Руси в союзе с "законным" ханом Тохтамышем против "узурпатора" Мамая.
Да они неумные просто.
> Вот еще любобытная цитата из Кожинова:
>"Конечно, все это нуждается в подробном и масштабном анализе и осмыслении; в частности, как непонятное - без специального исследования - противоречие предстает последующий набег царя Тохтамыша на Москву (23 августа 1382 года)."
Это, опять же, потому что знаний не хватает
> Т.е. В.В. все же сомневается. Но тут же выдает на гора:
>"Но во всяком случае едва ли можно утверждать (хотя это постоянно делается), что Куликовская битва являла собой выступление Руси против Монгольской империи."
Относительно Монгольской Империи он, как я упомянул выше, выдает свойственный евразийцам невежественный но невероятно апломбированный бабах в лужу
>С уважением, Савельев Владимир
И. Кошкин