Всю ночь не спал, думал как можно было избежать таких жертв?
Ошибки были и на них уже указывали на Форуме уважаемые Exeter и Дмитрий Козырев и другие:
1. ЧП введено не было.
2. Нормального кольца оцепления создать не смогли или не захотели.
3. Гражданская администрация и местное МВД облажались - вместо того, чтобы объяснить людям, что не нужно мешать военным, обеспечить минимальный порядок и помощь силовикам люди занимались чистой политикой и демонстрацией крутизны.
4. Приемка и фильтрация заложников организованы не были.
5. Обработка раненых непосредственно у школы не проводилась, хотя времени развернуть госпиталь было достаточно. Самых тяжелых должны были оперировать на месте, а не вести во Владикавказ. Но все же эвакуация и обработка раненых проводилась лучше чем в Норд-Осте.
6. Резерв Альфы и Вымпела непосредственно у школы отсутствовал, группы стали прибывать только через 10-15 минут после начала выхода заложников
7. Были явные проблемы с взаимодействием между силовыми органами как в ходе блокады, так и в ходе боя. Но это настолько традиционная проблема, что можно и не повторять.
Я думаю, что всех этих ошибок удалось бы избежать, или хотя бы сгладить их последствия при наличии нормального штаба операции. Первый мой вопрос к Никольскому был именно о командующем операции. Увы, начальников, президентов, генералов было много, а КОМАНДИРА и ШТАБА НЕ БЫЛО, гражданского и боевого управления в ходе операции не осуществлялось. И эта ошибка (лично президента, тут уж как ни крути, Верховный именно он) явилась одной из главных причин столь трагичного развития событий.
Насколько наличие штаба и твердого управления сократило бы число жертв сказать не берусь. Поскольку основная часть заложников погибла внутри здания, в результате взрывов и от пуль бандитов, наверное, не на много. Но можно было бы хотя бы избежать жертв от своего огня (а в такой каше они были наверняка), часть самых тяжелых раненых оперировать на месте, не допустить прорыва части банды в соседние здания.
И не опозорились бы перед всем миром телекадрами хаоса при штурме.