Re: Вадиму Воскобойникову...
>Вообще то оно назвалось Ленинградское военное танко-техническое училище, в январе 1940 переименовано в Военное командное автомобильное училище и переведено в город Пушкин.
Вот история цчилища:
15.06.32 г. на базе 2-го отдельного учебного автотранспортного батальона сформирована Ленинградская школа автотехников. Переформирована в школу танковых техников.
16.03.37 г. она преобразована в танко-техническое училище (специалисты по Т-26).
В октябре перешло на новый штат № 17/829 с наименованием "Ленинградское авто-техническое училище". В декабре 1939 г. училище перепрофилировано, теперь оно военное автомобильное для подготовки специалистов по транспортным машинам и тракторам, штат № 17/938.
Постановлением Военного совета ЛВО от 6.09.40 г. была изменена дислокация училища, оно переместилось в г.Пушкин Ленинградской области.
Источник - исторический формуляр училища, датированный 1940 г.
Как видите, с октября 1937 г. по декабрь 1939 г. оно именовалось именно автотехническим.
>> даже если это и не Дворцовая Площадь (им. Урицкого) то, шифровка АТУ до 1940 скорее всего означала автомобильное и тракторное училище, т.е. все училища из этой группы до 1940 носили шифровки АТУ. Тогда и Дворцовая площадь не так важна.
Важна. Ибо в Ленинграде в параде могло принимать участие только оно, так что можно точно атрибутировать курсантов. Это раз.
Ну а два - это то, что автомобильные училища это не то, что тракторные, они никогда не путались. Возможно, что Ленинградское кроме автомобилистов готовило еще и трактористов, но профль училища - автомобильное. Чисто тракторные так и именовались - военное тракторное училище (Полтавское и Бобруйское). Автомобильные же иногда назывались автомобильно-мотоциклетными...
>АВТОМОБИЛЬНЫЕ И ТРАКТОРНЫЕ УЧИЛИЩА
>Бобруйское (бывшее Осиповичское) военно-тракторное (быв. пехотное). училище.
Бобруйское военное тракторное училище.
В декабре 1939 г. сформировано Осиповичское пехотное училище четырехбатальонного состава для подготовки командиров стрелковых и пулеметных взводов.
В декабре 1940 г. передислоцировано в Бобруйск и разместилось в гарнизоне Киселевичи.
Согласно приказу НКО № 0127 от 28.03.41 г. Бобруйское пехотное училище переформировано в военное тракторное численностью 1600 курсантов. Первый выпуск командиров училище произвело 10 июня 1941 г.
Батальонами училища командовали: старший лейтенант Николай Васильевич Могель, подполковник Жуков, капитан Федор Григорьевич Грицов.
Личный состав училища участвовал в боях на Березине 28-30 июня 1941 г. в составе сводного отряда частей 47-го стрелкового корпуса. К 5 июля сосредоточено в Гомеле.
Согласно директиве Генерального штаба № 638/орг от 3.07.41 г. училище эвакуировано в Сталинград. Позднее передислоцировано в Камышин (здесь реорганизовано в танковое), затем в поселок Берчагур Актюбинской области, с июля-августа 1943 г. в Омске.
>Гомельское (бывшее Борисовское) военно-автомобильное училище.
Гомельское военное автомобильное училище.
Формировалось как Борисовское автомобильное училище в декабре 1939 г. в 8 км западнее Ново-Борисова в военном городке "Печи" на базе 43-й автотранспортной бригады.
На основании указаний ВС ЗапОВО от 10.08.40 г. училище переместилось в военный городок Лядище (бывший 27-й лтбр).
К началу войны переведено в г.Гомель . Весной 1941 г. выделило часть командного состава на формирование механизированных корпусов ЗапОВО.
Содержалось по штату № 17/938.
Согласно директиве Генерального штаба № 638/орг от 3.07.41 г. эвакуировано в г.Горький (МВО). Стало называться 1-м Горьковским автомотоциклетным училищем. В мае 1942 г. преобразовано в 1-е Горьковское танковое училище.
>Орджоникидзеградское (ОрВО) авто-мотоциклетное (бывшее пехотное) училище.
Орджоникидзеградское военное автомобильное училище.
Согласно приказу НКО № 0127 от 28.03.41 г. Орджоникидзеградское пехотное училище (ОрВО) переформировано в военное автомобильное училище численностью 1600 курсантов.
>Полтавское (бывшее Ярославское) военно-тракторное (бывшее автомобильное).
Полтавское военное тракторное училище.
Сформировано как Ярославская военная школа автомобильных техников. 16.03.37 г. преобразована в Ярославское военное автомобильно-техническое училище. В 1938 г. передислоцировано в Полтаву.
В декабре 1939 г. преобразовано в автомобильное для подготовки специалистов по транспортным машинам и тракторам.
Реорганизовано в военное тракторное училище (1940 г. ).
С началом войны эвакуировано в Пятигорск. В августе 1942 г. участвовало в боях на Северном Кавказе в составе отряда генерал-майора Г.Т.Тимофева. Группы курсантов и офицеров Полтавского тракторного училища героически сражались за города Пятигорск и Прохладный, на реках Малка и Баксан, у подножия Эльбруса в составе частей и подразделений Северной группы войск. В этих боях, по официальным данным, погибли 127 офицеров и курсантов училища.
Реорганизовано в танковое.
>Пушкинское (быв. Ленинградское) военное автомобильное училище.
См.выше.
>А вот на этой фотографии ВАУ с большой долей вероятности уже означает:
>а) Гомельское (бывшее Борисовское) военное автомобильное училище.
>б) Пушкинское (быв. Ленинградское) военное автомобильное училище.
>
>И еще я склонен думать что вот на этой фотографии сняты курсанты одного из вышеназванных училищ, просто, как водится, буковки У не на всех хватило.
Возможно. Тем более возможно, что с перепрофилированием училища из технического в автомобильное, шифровки сменили.
>Есть мнение, что в струе реформ Тимошенко в 1940 году шифровки на петлицах курсантов изменили, НО никаких документов на эту тему пока не найдено (по крайней мере мне не известно). Если вы готовы потрудиться, то могу попробывать узнать номера фондов.
Могу попробовать, однако я считаю, что реформа тут имеет отдаленное отношение - первична именно частая смена профиля училищ.
С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru