От Евгений Путилов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 31.08.2004 11:04:32 Найти в дереве
Рубрики Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Что-то давно я ничего не постил о Варшавском Договоре.

Доброго здравия!
Так, глядишь, о нем совсем забудут. В апреле прошлого года в Праге в Институте военной истории была конференция, посвященная так называемой Первой Холодной войне. Если кто не помнит, это от Фултонской речи Черчилля до разрядки 70-х.
Вот текст выступления Михаила Штефански по теме "Холодная война" и ее последствия для Чехословакии в 1951-1953 гг". По поводу стилистики и грамматики перевода с чешского на русский, прошу "не стрелять в пианиста". Машинный перевод не отрегулирован и не вылизан. Мне всегда и этого хватало для уяснения фактажа, а красота мысли не стоит затраченного времени. Итак:

"Холодная война " не была запланированной , она была
неизбежной . К такому мнению пришли многие историки ,
анализирующие развитие отношений между США и СССР после
второй мировой войны . Незапланированная , но неизбежная
"холодная война " вытекала из того , что ни американская ни
советская сторона не справилась с переходом от военного
периода к мирной жизни . Начиная берлинским кризисом 1948 -
1949 гг в "холодной войне " начали преобладать военные аспекты .
Военной силе на обеих сторонах (США и СССР ) приписывалась
важная роль орудия политики . Милитаризация "холодной войны "
еще раз усилилась во время Корейской войны в 1950 - 1953 гг .
Армии США и СССР достигли наибольшего количественного
уровня от конца второй мировой войны .
Важным фактом милитаризации "холодной войны " было
совещение представителей коммунистических партий и министров
обороны государств советского блока при участии Й . Сталина и
советских генералов , которое проходило 8 января 1951 года в
Москве . Темой строго секретного совещания было сообщение
Сталина о военно -политических целях советского руководства ,
новой европейской политике и мерах , касающихся совместного
продвижения . На совещаниии были определены точные
обязательства , которые взяли на себя государства советского
блока в 1951 - 1953 гг . в области строителства армии , оборонной
промышленности и в социально -экономической сфере .
За чехословацкую сторону на совещании принимал участие
Генеральный секретарь ЦК КПЧ Рудольф Сланский и Министр
национальной обороны Алексей Чепичка . О содержании
совещания возможно узнать только пользуясь воспоминаниями
трех его участников 1 , так как аутентичную запись совещания пока
не удалось найти . Все участники совещаня говорили о принятых
обязательствах - протоколах , которые были подписаны на второй
день его работы . Протоколы содержали конкретные данные о
количественном возрастании армий , кадровом профиле ,
вооружении и обучении , а также росте расходов на вооружение . По
оценке совещаня его участники расходятся в мнении особенно
относительно анализа обстановки этого периода и планах
советского руководства , с которыми выступил Й . Сталин и
Начальник Генерального Штаба Советской Армии маршал
Штеменко . По мнению М . Ракоши Штеменко сообщил , что к концу
1953 года государства НАТО полностью завершат свою военную
подготовку . До этого времени должны были сравняться с уровнем
НАТО и армии союзников Москвы путем быстрейшей перестройки
всего народного хозяйства . Дискуссия развязалась в связи с тем ,
что некоторые представители государств советского блока считали
трехлетний период слишком коротким для того , чтобы достичь
уровня подготовленности армий и государств согласно советским
представлениям , содержащимися в протоколах . Такое мнение на
совещании выссказал польский Министр обороны маршал
Рокоссовский . На его выступление реагировал Сталин своим
замечанием , что если маршал Рокоссовский может гарантировать ,
что до 1956 года не будет войны , то возможно будет принять
польский план строительства армии . Но правильнее будет принять
предложения , с которыми выступил Штеменко .
По словам А . Чепички на совещании Й . Сталин давал оценку
ходу Корейской войны , во время которой проявилась военная
слабость (не преимущество США ), и наоборот , сила
социалистических армий . Несмотря на большое количество
военной техники , США не достигли решающего успеха .
Социалистический лагерь в Европе удерживает за собой
преимущество , которое США и его союзники не могут достичь за
короткое время . Исходя из данных , касающихся мощи
американской армии в Европе , о которых говорил Сталин , было
сделано заключение , что военное преимущество советского блока
- временное и будет существовать максимально 4 - 5 лет . За это
время армии НАТО вооружатся и атомным орудием . Период 4 - 5
лет по словам Сталина возможно будет использовать как
благоприятные условия для социалистический перемены Западной
Европы . Это мнение Сталина часто упоминается в литературе в
подтверждение экспансионистской политики СССР . Сегодня нет
возможности подтвердить , что предполагаемая экспансия
опиралась на существующие оперативные планы и директивы по
ее осуществлению . Я присоединяюсь к мнению , что все это
осталось в мире воображений .
Советский генеральный штаб приписывал Чехословакии
важное военно -стратегическое значение . Но давая политическую
оценку , указывал на то , что Чехословакия является самым слабым
звеном социалистического лагеря . Особенно критически он
отзывался о кадровой обстановке в чехословацкой армии и о
положении в партийном и государственном аппарате . На критику
относительно кадровой обстановки в армии позже реагировал К .
Готвальд . В письме Сталину в январе 1952 года он давал оценку
результатам подготовки военных кадров в офицерских школах и
военных училищах наряду с проходящим увольнением старых
генералов и офицеров на всех уровнях командования армии .
Важное место в подготовке новых кадров заняло созданное
Главное политическое управление .
Заключения секретного московского совещания нашли свое
отражение в различных политических решениях Политического
секретариата ЦК КПЧ , принимавшего постановления по вопросам
вооруженных сил . Самые важные решения , касающиеся армии
принимал Министр обороны А . Чепичка без решения
правительства , а в некоторых случаях и Политического
секретариата ЦК КПЧ , но только после консультаций с
Президентом К . Готвальдом . Контроль над армией фактически не
осуществлял комитет по вопросам обороны и безопасности
чехословацкого парламента . Повышенные требования армии и
остальных составных частей вооруженных сил отразились в
изменениях пятилетнего плана в 1951 году . "Ускоренная
перестройка народного хозяйства ", как в словаре того времени
обозначалось повышение производства тяжелой промышленности
и в его рамках оборонного производства , пользовалось
первоочередностью в планировании , производстве , материальных
и человеческих ресурсах . Недостаточное количество рабочей силы
должно было пополниться за счет ускоренной коллективизации
сельского хозяйства . Об этих вопросах говорилось на
февральском заседании ЦК КПЧ в 1951 году . Февральское
заседание ЦК КПЧ в 1951 году ориентировало народное хозяйство
на его милитаризацию с подготовкой к военной экономике .
Составной частью такой ориентации были и новые способы
планирования оборонной промышленности , контроля выполнения
задач производства и финансового обеспечения . В сентябре 1951
года при Государственном плановом управлении в Праге был
создан военно -экономический отдел . Его задачей было
разработать кратковременные и перспективные планы оборонной
промышленности с правом контроля производства и инвестиций .
Военно -экономический отдел составлял планы согласно
требованиям армии и министерств национальной обороны и
внутренних дел . Отчеты этого управления согласно особому
режиму органов ЦК КПЧ предоставлялись лишь правительству и
президенту . 2 Право контроля оборонной промышленности
принадлежало совестким военным советникам , число которых в
1951 - 1953 гг . быстро возрастало . Чехословацкие партийные и
государственные органы обращались с просьбой направить
советских советников по вопросам планирования и оборонных
заводов .
Отчеты военно -экономического отдела являются важным
источником информаций о расходах на вооружение . Но и они не
предоставляют нам точного и исчерпывающего представления о
реальных расходах , так как они частичны и подлежали
изменениям . На основании одного такого отчета возможно создать
представление о расходах на вооружение в 1952 - 1953 гг . 3
В отчете военно -экономического отдела Государственного
планового управления от сентября 1952 года , адресованного
Министру обороны А . Чепичке было отмечено , что за 1952 год
прямые расходы на вооруженные силы представляли собой 18,8%
из общего бюджета государства . В номинальном выражении
прямые расходы представляли сумму 68,5 миллиардов Кчс .
Вместе с непрямыми расходами Министерства общего
машиностроения , химической промышленности , транспорта и
связи величина расходов представляла сумму 87,2 миллиарда
Кчс . Расходы на оборонную промышленность и материальное
обеспечение представляло 39,9 миллиардов и 16,1 миллиарда
инвестиций .
В 1953 году запланированные прямые инвестиции должны
были достичь размера 104,2 миллиарда Кчс , т .е . на 52 процента
больше , чем в 1952 году и с непрямыми расходами в размере 25,7
миллиардов общая сумма на вооруженные силы представляла
129,9 миллиардов Кчс , т .е . 19,1 процента от планированного
национального дохода 1953 года . Из бюджетных денег ,
выделенных на вооруженные силы , расходы на армию
представляли 90% от общей суммы , а для Министерства
национальной безопасности и Министерства внутренних дел --
гражданскую оборону - 10%4 .
Чехословакия в 1952 - 1953 гг . имела многочисленную
армию с запланированным количеством 267 500 военнослужащих .
Армия наряду с составными частями государственной
безопасности , Управлением Яхимова , Милицией и Гражданской
обороной в 1952 году насчитывала около 300 - 370 000 человек .,
т .е . в общих чертах 10% от всего населения Чехословакии .
Выдвижение на передний план тяжелой промышленности с
большими инвестиционными затратами на геологическую
разведку , добычу и обогащение низкокачественной железной руды
и цветных металлов в Чехословакии было причиной больших
проблем в народном хозяйстве . Недостаточное количество сырья ,
которого недоставало в Чехословакии ограничивало и
возможности металлургической и машиностроительной промы -
шленности . Спад чехословацкой оборонной промышленности
после второй мировой войны стал причиной недостаточного
количества квалифицированных работников . Поэтому боролась с
трудностями и оборонная промышленность . Потери появились
вследствие производства некачественной и часто ломающейся
техники , например , производство и монтаж танков по советской
лицензии . План повысить производство оборонных предприятий на
100 и больше процент втечение короткого периода реально был
невозможен . Невыполнение планов и некачественное
производство исключительно приписывалось вредительской
деятельности противника . Частые репрессии , направленные
против руководящих работников в министерствах и на заводах
вызывали атмосферу страха в обществе . В саботаже и
вредительской деятельности , направленной против строительства
тяжелой промышленности и на нарушения экономических связей с
СССР , в 1952 году были осуждены и приговорены к высшей мере
наказания - смертной казни или долголетнему тюремному
заключению авторы первого пятилетнего плана (Л . Фрейка , Р .
Марголиус , Й . Франк , Е . Лебл ), а в 1954 году следующая группа
экономистов , которые в 1950 году готовили чехословацко -
советский торговый договор .
По мнению чехословацкого руководства главной причиной
невыполнения плана была застарелая организация
промышленности и методы управления . Выходом из этой ситуации
руководство считало подражание советской модели управления . В
июле 1951 года Й . Доланский выступил с предложением по
реорганизации чехословацкого народного хозяйства . Согласно
проекту было аннулировано Министерство тяжелой
промышленности и созданы пять новых министерств . Оборонная
промышленность перешла к Министерству общего
машиностроения . В рамках каждого министерства образовались
отделения безопасности . Надзор структурных подразделений
безопасности за работниками министерств , заводов и предприятий
стал неотделимой составной частью жизни и был признаком
милитаризации общества .
Ориентация чехословацкого народного хозяйства на
быструю перестройку с выведением на передний план тяжелого
машиностроения привело в народном хозяйстве к большим
потерям вследствие неподготовленности к высоким темпам
развития , которые диктовалисть потребностями обороны . Импульс
к высокому росту расходов на вооруженные силы был дан
совещанием представителей коммунистических партий советского
блока со Сталином и советским генеральным штабом .
Милитаризация "холодной войны " в 1951 - 1953 гг . проявилась в
отрицательных последствиях , влияющих на народное хозяйство и
все общество . Многие меры , принятые в 1951 - 1953 гг .
свидетельствовали о подготовке к военной экономике . Наследие
этого периода не смогли полностью устранить руководящие круги
до 1989 года . Особенно это касалось структур чехословацкой
промышленности , инвестиций и способов управления народным
хозяйством .

С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru