От Резяпкин Андрей Ответить на сообщение
К Artem Drabkin Ответить по почте
Дата 01.09.2004 19:12:30 Найти в дереве
Рубрики WWII; Униформа; Версия для печати

Статья - КИНО И НЕМЦЫ


Научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея Олег Седловский – человек уникальный. Он – один из немногих в Беларуси экспертов, который уже несколько десятков лет успешно изучает историю оружия, военного обмундирования, знает об этом всё, как говорится, "от и до". Поэтому неудивительно, что именно Олегу предложили стать консультантом в кино. И не просто в каком-нибудь очередном отечественном произведении, посвященном героям-партизанам, а в кинофильме немецкого режиссера. Картина Харди Мартинса "Насколько мои ноги будут нести меня", снятая при участии белорусских кинематографистов, посвящается немецкому офицеру, который, попав в плен, прошел ад лагеря НКВД и после побега с невероятными приключениями вернулся на родину… - Олег, расскажите, пожалуйста, как все-таки произошло это чудо и вы оказались на съемочной площадке? Ведь немцы могли обратиться за консультациями к минским историкам… - В первые дни 2000 года мне домой позвонил незнакомец из Минска и сказал, что, как ему известно, я знаю, как выглядит иранский мундир послевоенного образца, а также форма работника НКВД этого же периода. Мол, "в музее Отечественной войны посоветовали вашу кандидатуру…" Звонивший продиктовал мне контактный телефон, номер киностудии "Беларусьфильм" и сообщил, что, возможно, меня пригласит на работу немецкий режиссер. Ну, а потом я все уточнил и понял, что предложение-то – серьезное. - А причем здесь иранский мундир? - Действие фильма начинается в 1944 году в СССР. Главный герой отправлен в лагерь на Крайний Север – мыс Дежнева. В течение всего фильма он совершает побег… В 1948-м герой оказывается в Иране, а затем – в Германии. - Небось немцы "загрузили по полной программе"? - Режиссер Харди Мартинс сразу же отдал мне список с просьбой объяснить, как выглядела одежда пленных германских солдат, униформа пленных японцев, а также советских охранных войск НКВД, иранской прокуратуры, советской милиции. Мне поручили воссоздать интерьеры чумов, лагерей, комендатур… Господин Мартинс требовал все это документально доказать. Я должен был исторически подтвердить, какие, например, были занавески в советской комендатуре, чернильницы, радиоприемники, где наносились клейма на нижнем белье, подушках лазарета, какова была аббревиатура этих клейм. Я собирал информацию в музеях Минска, Москвы, Питера. А это сотни документов, эскизов, фотографий. В серьезном кино мелочей не бывает… - Интересно, а как проходил съемочный день? - Кино – это творческая, интересная работа, но с очень жесткими требованиями к персоналу. Подъем в пять часов утра. Опоздание хоть на минуту к автобусу – грубое нарушение. На съемочной площадке все должно быть готово к работе: декорации, правильно разложенные кабели для камер света, чтобы они не влазили в кадр и не мешали актерам. Однажды мы ждали рассвета, чтобы только заснять, как лучи солнца попадают на лицо актера. Все было в этот момент расписано по секундам. 30% фильма снимали ночью. Немцы – не американцы, они - за натурализм и не будут снимать ночь днем при помощи специальных фильтров. Интересно было работать на Крайнем Севере, в Сибири. Красивая природа, новые знакомые. Правда, за шесть месяцев было лишь пять выходных дней. - Я знаю, вы работали в другой творческой группе? - Продюсером фильма "Насколько мои ноги будут нести меня" был известнейший российский режиссер Дмитрий Астрахан. Всем известны его ленты "Ты у меня одна", "Все будет хорошо", "Перекресток" и другие. Он пригласил меня участвовать в создании его нового фильма "Желтый карлик". В это время немецкая группа ждала зиму, а "Желтый карлик" начинали снимать в Минске в павильонах летом 2000 года. Это фильм о жизни учителя астрономии, которого сыграл Александр Абдулов. История начинается в 1975 году, а завершается в 2000-м… - А почему карлик желтый? - Главный герой узнал, что Солнце по сравнению с центрами других галактик – просто карлик, ну, и так далее… Как и положено, не обошлось без любовного треугольника. - Ну и как, капризны звезды кино? - Знаешь, я как-то этого не заметил. По крайней мере, Абдулов не высказывал претензий гримерам, художникам-постановщикам. Кстати, я второй раз попробовал себя в роли актера. Сыграл грузчика в магазине. Главная героиня, которую играла Анна Легчилова, просит у меня закурить. А в немецком фильме из-за того, что актер не пришел на съемочную площадку, я стал лейтенантом НКВД. Ходил туда-сюда, курил. - А в чем, по-вашему, отличие европейского кино от эсэнгэшного? - Например, Астрахан любит беспорядок в кадре: много книг, предметов быта, окурков в пепельнице. Герои как бы вписываются в интерьер. Астрахан снимает все в бешеном темпе, более склонен к созданию художественных образов. А вот немцы - наоборот. Их фильмы до противного документальны, воссоздают полную картину лет, о которых рассказывается зрителям. Та же пепельница: в ней должно быть не более пяти окурков. Сидит герой, курит сигарету, еще одну, курит несколько минут. Не дай Бог, чтобы зрителю показалось, что курили участники съемок, и это их окурки. В европейском кино актеры всегда на переднем плане, в кадрах все аккуратненько, много раскадровок по экстерьеру, крупные планы… - Было, наверное, очень грустно расставаться с волшебным миром кино? - Повезло мне. Астрахан и один из американских режиссеров снимают сейчас фильм "Бабий Яр" об известных событиях в Киеве в 1941 году. В апреле поеду в Гродно. Между прочим, рассматривался как вариант для съемок наш Витебск. Но, к великому сожалению, у нас осталось очень мало старой архитектуры... Интереснейшая работа. Много массовки, военной техники. Благо, помогают музеи, авто- и мотоклубы, армия. Мне предстоит "довести до кондиции" технику, чтобы она выглядела, как в начале войны. - Наверняка в работе над фильмами не обходится без курьезов? - Было. Помню, под Могилевом, когда работал с немцами, снимали ночью на железной дороге. Несколько актеров - в форме милиционеров, другие – "зэки". Движение поездов перекрыто. Некоторые местные подумали, что кто-то с этапа сбежал… А однажды в центре Минска нас остановил гаишник за то, что мы ехали на запыленной "полуторке" с залепленными грязью номерами. Хотел оштрафовать, а когда узнал, что мы – киношники, рассмеялся и сказал, что за наш "драндулет" в таком непрезентабельном виде мы никогда бы не рассчитались, если бы он не был задействован в съемках. ...Как-то едем мы в военном джипе. Одежда на нас — цивильно-милицейская и военная "в комплекте". Догоняет на иномарке "новый русский", пьяный вдребезги, и спрашивает: "Пацаны, я чисто не понял: вы бандиты или менты?" - Увлеклись кино, пока не до музейной работы? - Почему же? Буду осенью реставрировать монгольские доспехи XVII века из экспозиции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Вначале предложили заняться личными вещами Ломоносова: транспортирами, астролябиями. Но оружие, доспехи, униформа – моя страсть.

Беседовал Александр ПУКШАНСКИЙ., "Витебский курьер"


***это, вероятно, в нашем прокате "Побег из ГУЛАГа"?

С уважением, А. http://crossroad.tradevisa.net/ Терминология бывшего противника