|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
СанитарЖеня
|
|
Дата
|
22.08.2004 09:25:02
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: См. "Вооруженный...
"Положение Англии осложнилось еще больше, когда Россия взяла на себя инициативу объединения северных нейтральных стран для того, чтобы силой ответить на нападения английского флота на их купеческие суда. Объявление вооруженного нейтралитета Екатериной 11 нанесло сильнейший удар попытке Англии блокировать противников, Англия уже находилась в состоянии войны с американскими колониями, Францией и Испанией. Теперь еще целый ряд государств был готов вступить с ней в вооруженный конфликт, если Англия будет продолжать чинить препятствия их торговле. К северным странам - России, Голландии, Дании и Швеции - присоединились Пруссия, Австрия (1781), Португалия (1782) и Королевство Обеих Сицилии (1783). В 1782 г. в войну против Англии вступил один из крупнейших участников вооруженного нейтралитета - сильная морская держава Голландия, Теперь господство Англии на море было, безусловно, подорвано. "
http://www.allabout.ru/a1181.html
"В 1780 г. Екатерина, войдя в соглашение с северными державами, объявила “вооруженный нейтралитет”, в котором было сказано, что плавание по всем морям вне территориальных вод свободно для всех, и воспретила спускание фор-марселя. Затем шли еще пять или шесть пунктов. Купеческие корабли того времени были все вооружены пушками, и было предписано в случае требования англичан вступать с ними в бой. Таким образом Англия перестала быть “владычицей морей”. "
http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/BIO/KRYLOV/KRYLOV_25.HTM
"В то время, когда корабли Джемса Кука плавали у побережья северо-западной Америки, которые были уже исследованы русскими мореходцами, 13 английских колоний, восставших против английского короля, объявили себя независимыми государствами. Родились нынешние США. После первого конгресса представителей тринадцати колоний, объявивших об отделении от Великобритании, король Георг III обратился к императрице Екатерине II с просьбой прислать несколько отрядов, чтобы подавить начавшееся в тринадцати колониях восстание.
Мусин прислал Екатерине текст тронной речи короля Георга III при открытии зимней сессии парламента 1774 г. "С великим сожалением, — говорилось в ней, — принуждены мы... уведомить вас, что весьма опасный дух сопротивления и ослушания законам злополучно продолжается в провинции Массачусетского залива, да и в других местах сказывается еще новыми, весьма виновными насильствами". Военные расходы Великобритании за год составили астрономическую по тем понятиям сумму в 1 млн. ф. ст. (7 млн. руб.). Дело дошло до "созрелой кризисы", англичане бросились вербовать рекрутов где только можно, подданные его величества неохотно шли под знамена.
В мае 1775 г. поверенному в делах в Петербурге Р. Гэннингу поручили как бы от себя и в туманной форме затронуть больной для Великобритании вопрос. Екатерина II через Панина передала в необязывающих выражениях заверения в дружбе и желании помочь. Сам Никита Иванович привычно излучал улыбки. Ободренный Гэннинг раскрыл карты: нужен корпус численностью в 20 тыс. штыков на два года для отправки в Канаду. За каждого солдата казначейство готово уплатить 7 фт. ст. Довольствие — по нормам британской армии. Из Лондона дипломата понукали: "Увеличение военной силы столь желательно", что расходы не важны. Георг III прислал императрице собственноручное письмо.
Екатерина II спохватилась, что ее любезность приняли всерьез, и забила отбой. Посылать своих подданных на смерть в Америку она не собиралась, и облекла свой отказ в дипломатичную форму: после недавней войны армия нуждается в отдыхе, бесчеловечно столь надолго отрывать солдат от родины. В своем кругу Н.И. Панин не улыбался, а негодовал: Джон Буль воображает, будто "гинеи достанут ему всегда союзников", не понимая, что "знатные державы" нельзя ставить на одну доску "с мелкими германскими князьями, обыкшими кровь подданных своих ставить в цену и продавать за наличные деньги". В своем послании Екатерина ответила Георгу III так: "...Недостойно двум великим державам соединиться своими силами, чтобы раздавить народ, лишенный каких-либо союзников, в его справедливой борьбе за независимость."
Американцы высоко оценили оказанную им услугу: "Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением", — писал Джордж Вашингтон.
Война за независимость США велась не только на суше, но и на море. Мощный британский флот, блокировавший побережье непокорных колоний, захватывал торговые суда нейтральных стран, включая и российские корабли, и их грузы конфисковывались. Все это смахивало на разбой. В феврале 1780 г. Екатерина опубликовала декларацию о вооруженном нейтралитете. Этот документ, ставший знаменитым, провозглашал право нейтральных государств торговать с воюющими всеми товарами, за исключением оружия и боеприпасов. Декларация легла в основу кодификации международного морского права. К ней присоединились Дания, Пруссия, Австрия, Португалия, Королевство обеих Сицилии, образовавшие Лигу вооруженного нейтралитета. Франция и Испания признали ее принципы. В Соединенных Штатах Америки ее приветствовал Континентальный конгресс, признав провозглашенные правила "полезными, разумными и справедливыми". Великобритания должна была молчаливо смириться. Россия продемонстрировала свой возросший авторитет и ведущую роль в деле глобальной значимости.
Американцы восприняли акцию Екатерины II как их прямую поддержку. В 1782 г в Петербург приехал их представитель, юрист из Массачусетса Ф. Дейна. В инструкции, которой его снабдил конгресс, выражалось пожелание добиться от императрицы признания независимости Соединенных Штатов, что свидетельствовало о неопытности и даже наивности только что родившейся американской дипломатии. Хотя российское правительство не торопилось устанавливать с США дипломатические отношения, прибывший уполномоченный получил от вице-канцлера И.А. Остермана официальное заверение в том, что лично он и его соотечественники, "которым случится отправиться в Российскую Империю по торговым или другим делам", встретят самый благожелательный прием и защиту в соответствии с международным правом.
Не имело успеха и предложенное Петербургом и Веной посредничество в улаживании конфликта. Честолюбию Екатерины II льстило приобретение "в настоящей, все части света объемлющей войне завидной роли медияции". Однако инициатива двух дворов была с самого начала бесперспективной, ибо американцы настаивали на признании независимости всех 13 штатов, часть территории которых в 1780 г. еще занимали британские войска.
В таких сложных, но все же благоприятных условиях зарождались российско-американские отношения. Благоприятных, потому что в США не забыли ни отказа Екатерины II поставлять британской короне пушечное мясо, ни созданной ею Лиги вооруженного нейтралитета, которая, по словам Дж. Вашингтона, подорвала "гордость и силу Великобритании на морях". А видный дипломат А. Ли свидетельствовал: "Большая сила Российской империи, мудрость и широта взглядов ее министров и уважение, которым пользуется ее императрица, придают этому двору наибольший вес в конфедерации нейтральных государств". Американское направление российской внешней политики закладывалось на доброй и прочной основе. "
http://rezanov.krasu.ru/epoch/america.php