>Т.е. предтавление о том, что ни один из князей не заботился о своем народе выглядит как минимум странно,
Ничего странного, учитывая, что народ и страна были его в прямом смысле, т.е. грубо говоря - личная собственность.
Заботились конечно но по собственному разумению и в сугубо личных целях.
>в то время как раз моральные ценности христианства начинают давлеть в массах, а защита доверенного Богом народа есть осноная парадигма рыцарства. И жертва собой и своими интересами во имя и благо этого народа то же. Я не утверждаю, что все князья поступали из этих побуждений, скорее всего они бытались найти какой-то паллиатив между долгом, верой и инстинктом наживы (самосохранения), но при возможности действовали во благо иво имя.
Всё это дело про князей-рыцарей придумали много позже ученые сочинители-монахи. Чаще всего в тех же корыстных политических целей, даже не из любви к исскуству...
Насчёт соотношений власти и религии, тут по принципу "богу - богово, кесарю - кесарево"(с). Плевать князья хотели на моральные или религиозные принципы, когда речь шла о власти или о жизни (а часто и то, и другое). Витаутас крестился, перекрещивался n раз, земли раздавал-забирал примерно столько же, Йогайла крестился из-за возможности сохранить власть и т.д. Потом уж их изобразили набожными, патриотичными и т.д. А собственно патриотизм в нонешним понимании начал появлятся вместе с институтом гражданства, главенства закона и др. более поздними изобретениями человечества.
>Хотя опять же, это вопрос веры и представлений. Если вам нравится считать руских князей моральными уродами -ни чего я с вами поделать не смогу :))
По тому времени всё было в порядке вещей. Теперь это кажется аморальным и нехорошим делом, а тогда они не были никакими моральными уродами, руководствовались общепринятыми правилами поведения. Только не надо пытатся обременять средневековых персонажей нонешними "общечеловеческими ценностями". :))
Ле Гоффа читайте, там всё предельно ясно показанно, он хотя и марксист, но в корень зрит глазами профессионала, без преукрас.
>ну а пример другх словянских государств мне кажется весьма печальным по сравнению с историей России. Ну не нравится мне роль немецкой прислуги, уж извените :))
Ну это тоже современное видение вопроса. Как только понятие национальной обособленности стало зарождатся, появились гуситы-табориты и понятие о том, что быть прислугой нехорошо. Так или иначе обмен информацией и международные отношения с соседними народами для национальных культур имеет свои благоприятные влияния. Симеон Полоцкий обогатил культуру Московии западными ценностями, от этого духовная культура Великого княжества Московского стала богаче и сильнее. А народ жив, пока жива его духовная культура.