От Никита Ответить на сообщение
К В. Кашин Ответить по почте
Дата 28.07.2004 12:46:50 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Re: А в...

> А причем тут количество коллаборантов? Была недооценена политическая устойчивость советского режима в целом, его способность к мобилизации а также воля советского народа к сопротивлению. Были идиотские иллюзии о возможности крупномасштабных восстаний в советском тылу. Собственно, чего стоит хрестоматийное "Бей жида политрука - морда просит кирпича".

Немцы не считали, что ключом к победе над СССР является внутренняя неустойчивость режима. Насколько мне известно, "Барбаросса" предусматривал исклюительно военное решение проблемы. А вот в ПМВ опора на национальные движения была, можно сказать, частью планирования ибо возможности вывести Россию из войны чисто военными методами немцы тогда не видели.




> Ок. Вот ряд цитат из Хантингтона конкретно о России:

>> Взаимоотношения России с западной цивилизацией можно разделить на четыре фазы. Во время первой фазы, котрая длилась вплоть до царствования Петра Великого, Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада и имели слабые контакты с обществами Западной Европы.
>
>Уже абсурдное утверждение, особенно в свете скандинавского происхождения значительной части древнерусской элиты и крайне тесных отношений с Скандинавией, которые не прекращались никогда. Далее, игнорируется тот факт, что домонгольская Русь поддерживала активные контакты и с другими, весьма удаленными странами Запада, причем контакты, скрепленные династическими браками с ведущими европейскими правящими домами. И контакт с Европой не прекращался никогда, ни в период ига, ни позже.

Честно говоря, я не вижу в нем абсолютно ничего абсурдного. Викинги - не запад - они там точно такие же чужаки на период. Родство и контакты носили столь эпизодический характер, что рассматривать их как доказательство обратного ИМХО нет оснований.




>Еще один пример странного утверждения, которое автору кажется аксиомой
>> Русская цивилизация развивалась как отпрыск византийской, затем, в течение двухсот лет, с середины тринадцотого и до середины пятнадцатого века, Россия находилась под сюзеренитетом Монголии.

Это корректное утверждение у человека, у которого культурные и религиозные стереотипы поставлены во главу угла.



>Дальше
>> Россия вовсе не подверглась или слабо подверглась влиянию основных исторических феноменов, присущих западной цивилизации, среди которых: римское католичество, феодализм, Ренессанс, реформация, экспансия и колонизация заморских владений, Просвещение и возникновение национального государства.

>т.е. с точки зрения Хантингтона Россия никогда не знала феодализма и никогда не осуществляла экспансии за счет колонизации новых земель. Равным образом, Россию вообще не затронули европейские культурные явления, такие как Ренессанс и Просвещение.

Феодализм, как культурно-политическое явление в России был довольно таки особенный. Западного феодализма Россия действительно не знала. Россию, как государство и как культурный ареал, действительно не затронул Ренессанс.




>>Семь из восьми перечисленных ранее отличительных характеристик западной цивилизации - католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм - практически полностью отсутствуют в историческом опыте России.

>т.е. с точки зрения Хантингтона в России за всю ее историю вплоть до новейшего времени не было никаких представительных политических институтов, русский язык не подвергался латинским заимствованиям, а русская церковь всегда, начиная с первых дней ее существования находилась под контролем светских властей.

В больший период времени большинство из определений Хантингтона применимы.



>Далее, о реформах Петра
>>В стремлении сделать свою страну современной и западной, однако, Петр также усилил азиатские черты России , доведя до совершенства деспотизм и искоренив любые потенциальные источники политического и общественного плюрализма. Российское дворянство никогда не было влиятельным. Петр сократил привилегии еще больше, расширив круг знати,обязанной служить и установив табель о рангах, учитывающий заслуги, а не общественный статус или происхождениею. Дворяне, подобно крестьянам, призывались на государственную службу, формирую "раболепную аристократию", которая так бесила Кюстина.
>
>Т.е. с точки зрения Хантингтона русские дворяне до Петра не обязаны были служить. А после Петра - обязаны. О постепенном освобождении русских дворян от службы,происходившем при последующих правителях и довершенном Екатериной, Хантингтон он не имеет понятия.

Честно говоря, в главном он прав. Даже несмотря на дворянские заговоры и т.д. Мне некогда разбирать.



> И что, Хантингтон на основе таких данных имеет право рассуждать о русской цивилизации?

Это не данные, а скорее его частные выводы, на основе которых он делает глобальный.


С уважением,
Никита