От В. Кашин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.07.2004 12:01:44 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

К старому спору о роли фехтования в военном деле

Добрый день!

Вот отрывок, описывающий один из эпизодов действий английских войск под Гуанчжоу в период 1-й Опиумной войны (1840-42) из книги Бутакова и Тизетгаузена "Опиумные войны".

Атака англичан удалась, и китайцы всюду были принуждены отступить. Преследуя неприятеля, 37-й полк опередил прочие войска и потерял связь с ротой Бенгальских волонтеров; тогда капитан Деф приказал одной роте (50—60 чел.) 37-го полка войта в связь с 2б-м полком, который находился левее. День приближался к концу, и в это время английские войска были застигнуты такой грозой, что в десяти шагах ничего не было видно. Кремневые ружья отказывались действовать, а между тем китайцы, видя, что неприятель их более не беспокоит, сами стали наседать на него, так что 26-му полку пришлось несколько раз отражать атаку неприятеля штыками. Наконец англичанам удалось заставить китайцев отступить, и генерал Гоф приказал войскам вернуться на позицию.
Во вре|ЧЯ грозы рота 37-го Мадрасского туземного пехотного полка, которой приказано было войти в связь с 26-м полком, заблудилась и не могла найти дороги в расположение последнего, успевшего между тем отступить. Кремневые ружья англичан не могли действовать во время дождя, поэтому китайцы старались окружить противника, причем длинными пиками с наконечниками в виде серпов им удалось убить двух человек.
Сипаи отступили ка небольшой холм, где им удобнее было защищаться. Дождь перестал на некоторое время, и англичанам удалось с большим трудом сделать несколько выстрелов. Но как только англичане снова перешли к отступлению, проливной дождь возобновился, а вместе с тем и атаки китайцев. Сипаям оставалось одно средство — построить каре и в таком положении ждать рассвета.
Отсутствие роты 37-го полка приписывалось грозе, но, опасаясь, чтобы сипаи не были отрезаны китайцами от остальных сил, генерал Гоф приказал капитану Дефу идти на
выручку заблудившимся людям, захватив с собой две роты морских пехотинцев, вооруженных пистонными ружьями.
Между тем китайцы, видя, что рота 37-го полка остается в каре уже около часу, установили маленькое орудие на небольшом возвышении, расположенном так близко от сипаев, что всякий выстрел неминуемо производил бы в их рядах большие опустошения*. Ввиду этого командир роты поручик Хадфильд хотел уже сменить позицию, как вдруг услышал выстрел, сделанный по приказанию капитана Дефа. Через несколько минут во мраке показались роты морской пехоты, остановившиеся от китайцев на расстоянии нескольких шагов, сделавшие по ним два, три залпа, а затем бросившиеся в штыки с криком «Ура!». Китайцы бежали, понеся большие потери. У сипаев было 2 убитых и 15 раненых (в том числе 1 офицер).

То есть мы видим, что китайцы, обученные всевозможным приемам боевых искусств, вооруженные алебардами и, надо думать, облаченные в доспехи, оказались бессильны против каре по европейски обученной индийской пехоты, вооруженной нестреляющими ружьями (т.е. фактически - короткими железными пиками). И вообще современники неоднократно отмечали, что китайские солдаты, демонстрирующие на смотрах всякие сложные приемы обращения с холодным оружием в штыковом бою почти всегда бывают биты европейской пехотой с ее 4-6 приемами боя штыком и прикладом. На мой взгляд, этот пример исчерпывающим образом демонстрирует, что роль фехтовальной школы в условиях столкновния значительных масс войсксовершенно ничтожна и не идет ни в какое сравнение с тактикой, организацией, дисциплиной и т.п. Фехтование нужно для применения оружия в условиях мирного времени, а в случае войны может сыграть роль лишь в стычках мелких отрядов (засады, действия разведки и т.п.).


С уважением, Василий Кашин