|
От
|
Booker
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.07.2004 07:16:35
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Летописные сообщения о татарах за 1155 год
1. Н.Ф.Серовский Наше прошлое. Исторические материалы о городе Ряжске и его уезде. М., Школьная библиотека, 2002, стр. 45
«Обычно принято считать, что татары впервые появились в смежных с Русью южных степях в 1223 г. …Между тем летопись еще под 1155г. дает такое известие:
Приходиша Татарове въ Рязань на Хапорть и много зла сотвориша, и всехъ избиша, и другихъ въ пленъ отведоша.
Этому летописному свидетельству историки обычно уделяют мало внимания и не дают ему должного объяснения. Остается неясным: или действительно это было первое, временное появление татар в наших пределах, или же летописец в данном случае именем татар назвал родственных татарам половцев.»
Поскольку это книга историка-любителя-краеведа, ссылки отсутствуют, порылся в подручной литературе.
2.Славянские хроники, составитель А.С.Цепков, Санкт-Петербург, Глаголъ, 1996, стр. 34
«6663(1155)г.
В Никоновской летописи есть интересное известие: «Того же лета приходиша Татарове в Рязань на Хопорт, и много зла сотвориша, овех избиша, а других в плен отведоша» (ПСРЛ, т.9, с.205) Здесь мы видим типичную ошибку: половцев летописец заменил на современных ему татар. Видимо, это произошло при составлении этого свода машинально.»
То есть, если ошибка типичная, то такое встречается часто, но летописец должен уже знать о татарах. Берем
3. Радзивилловскую летопись (ПСРЛ, т.38, Ленинград, Наука, 1989, с.127), которая заканчивается в 1205 г. В Указателе географических и этнических названий, тем не менее, татары встречаются. Ровно 1 (один) раз. Поразительно – но между 1154 и 1156 годами. И – без какой-либо связи с Рязанью:
«И послаша кияне епискупа Демьяна Киевьскаго по Изяслава по Д(а)в(ы)довича, рекуще: «Поиди Киеву, ать нас татарове не возмуть»»
Контекст совсем другой, только этноним совпадает. Нельзя сказать, что летописцы часто называют половцев татарами – среди сотен упоминаний половцев, это – единственное. И – тот же год. Никоновскую летопись я не нашел, может там половцы с татарами и чередуются, но что-то мне подсказывает, что это не так.
Прошу знатоков дать толкование, поелику это возможно. А то перекинусь к нехристям-новохроноложцам, упрямо толкующим о том, что летописи русские написаны не тогда, и не теми, и понятно зачем.
С уважением.