|
От
|
Андрей Сергеев
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.07.2004 12:56:02
|
|
Рубрики
|
Танки; ВВС; 1917-1939;
|
|
В рамках пятничного флейма - программы перевооружения в СССР
Приветствую, уважаемые!
Итак, стандартным для описания начального периода войны стало такое описание состояния нашей техники и вооружения - "много устаревшего и некоторое количество современного". И если присмотреться, то так оно и выходит - мы имеем в массе своей парк техники, разработанный в период до 1934г, замодернизированный до предела, и начавшие поступать новые образцы разработки 1939-40гг. А что творилось в промежутке? А творилось много интересного, но не выходящего за пределы опытных серий в десяток машин максимум, хотя планов было громадье. Фактически, все планы середины 30-х на перевооружение новой техникой были так или иначе сорваны.
К примеру, в авиации в этот период мы имеем два запущенных в массовую серию новых самолета - дальний бомбардировщик (новый класс) ДБ-3 и разведчик Р-10. С треском провалились истребительные программы 1935 и 1938-39 гг, пять лет мучились с доводкой ДБ-А, так и не получили ни одного нормального гидросамолета. Про гражданскую авиацию разговор особый и не менее печальный.
По танкам - та же картина. Срыв перевооружения на Т-29 и Т-46, на бумаге остаются многочисленные разработки по новым тяжелым и средним танкам, в опытных образцах - новые легкие. Не имеют развития и не идут в серию САУ и вспомогательные машины на танковом шасси. На несколько лет теряется интерес к полугусеничным грузовикам. Из новых легких бронеавтомобилей можно отметить лишь БА-20, средние последовательно развивают линию БА-3.
По артиллерии - период ДРПизации всей армии и борьба с его последствиями. Новые артсистемы в массе идут с 1938-го.
По НИОКР в области стрелкового оружия пока еще никто подробно не копал.
Собственно, чем объясняется такой срыв серийного освоения при непрерывно высоком уровне НИОКР? Стандартные объяснения сводятся к роли субъективных факторов (в каждом случае сугубо своих), политических репрессий и неопределенности с концепциями (пять же в касждом конкретном случае - со своими). Тем не менее, есть определенная общая закономерность, и за срыв в середине 30-х нам пришлось расплачиваться гонкой 39-41гг.
Кто что думает по этому поводу?
С уважением, А.Сергеев