|
От
|
Александр Жмодиков
|
|
К
|
Licorne
|
|
Дата
|
15.07.2004 14:13:53
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: В некоторой...
>Мышление обладает некоторой инерцией, очевидно. От 70-х до 90х совсем немного времени по историческим меркам, при жизни одного поколения военных.
Дело в том, что тактика развивалась не по мышлению, а по практике. Во Франции в XVIII веке не было недостатка в тактических теориях, скорее даже был их избыток, но в ходе революционных войн развитие тактики пошло по пути, который до революции никому в голову не приходил. Применялись многие отдельные элементы из практики и теории предшествующего периода, но масштабы и принципы их применения, а также сочетание различных элементов оказались совершенно непредсказуемыми. При этом в ходе войн было уже не до теорий, а артиллерией вообще мало кто всерьез занимался, кроме Бонапарта. До него артиллерия рассматривалась в основном как средство поддержки пехоты, и ее разбрасывали по всему фронту армии. Бонапарт был один из первых, кто стал концентрировать тяжелую артиллерию на важных пунктах, где она и играла существенную роль. До него и одновременно с ним другие французские генералы в основном применяли артиллерию по старым методам, но тактика пехоты, тем не менее, менялась.
>>От полковой артиллерии в России отказались только в начале XIX века, и то были жаркие дискуссии и временное возвращение к ней.
>
>Это также ни к чему не противоречит. Как раз меняется тактика.
Меняется, опять же, под давлением обстоятельств, а именно по необходимости научиться воевать с французами.
>>Это отнюдь не идеалистические причины, а самые что ни на есть реальные, причем высказаны эти причины были опять же задолго до революции.
>
>:), это просто скрытая цитата из постинга про Тухачевского
А в этом и разница между высказыванием идеи и приложением ее к практике. Идею атаки в колоннах высказывали во Франции с 1720-х годов, но понадобились десятки лет дискуссий и экспериментов, полное изменение системы комплектования армии после революции и еще несколько лет войн, чтобы появились работающие методы применения этой идеи на практике.
>>Тем не менее, линейные построения никуда не делись, и широко использовались, в том числе теми же французами в революционных и наполеоновских войнах. Пехота все еще нередко сходилась очень близко, иногда упоминается, что сошлись на 20 шагов.
>
>Разумеется, всё применяется к онтексте конкретного боя, в том числе и с учётом плотности артогня.
На самом деле многое определялось местностью. На ровной и открытой местности по-прежнему наиболее разумным было линейное построение, особенно в обороне.
>Я просто высказал предположение, что развитие артиллерии уменьшило значение стрелкового огня. Что заставило использовать активнее ударные возможности пехоты.
Ударные возможности пехоты обсуждались еще до существенного увеличения количества и повышения качества артиллерии в середине XVIII века. Еще Карл XII экспериментировал с пехотными атаками без стрельбы или с минимумом стрельбы, и Фридрих II в начале Семилетней войны. Правда, они применяли для атак традиционное линейное построение, но поскольку армии того времени обычно действовали на ровной и открытой местности, это непринципиально.
Что касается ружейного огня, то он отнюдь не потерял своего значения, он просто принял другие формы. В эпоху линейной тактики пехота обеих сторон обычно сходилась на дистанцию более-менее эффективного огня и перестреливалась строй на строй до тех пор, пока одна из сторон не приходила в беспорядок. В наполеоновскую эпоху такое тоже бывало, но гораздо реже. Ружейный огонь вели в основном стрелки в рассыпном строю, а колонны и линии должны были решать дело атакой, по возможности ограничиваясь одним залпом с короткой дистанции.