>Римский Папа Александр Борджиа, как известно, разделил сферы колониальных интересов Испании и Португалии просто разделив земной шар пополам (с уточнением в дальнейшем в Тордесильясе примерно по меридиану 50°з.д. - 130°в.д.) Колонии на западе должны были принадлежать испанцам, на востоке - португальцам.
>Понятно, что протестантские страны - Англия и Голландия на это папское решение прсто х$% положили, но почему, скажем, вполне католическая Франция тоже игнорировала решение его Святейшества?
>С уважением, Passenger
Во-первых, речь шла скорее о разделе территорий для обращения язычников в истинную веру. Что никак не отменяло долга любого христианина стремится к обращению язычников (я несколько утрирую, излагая с позиций воинствующей церкви того времени). Хотя надо, конечно, смотреть собственно договор в Тордесильясе - так, кажется называлась эта бумага. И что именно утверждал Папа Римский - католическая церковь славится вниманием к формулировкам.
Во-вторых, Франция в те годы вульгарно воевала со Святым Престолом (точнее, с коалициями, в состав которых практически всегда входил и Папа) в ходе Итальянских войн. Так что нарушения каких-то конкретных указаний из Рима - это просто цветочки. Галликанская церковь реально существовала (и существует), т.е. фрацузские епископы решали свои дела между собой, с санкции королей, но признавая примат Римского Папы (о степени этого "примата" и тогда, и позже велись многочисленные споры и подписывались многочисленные соглашения). А Александр Борджиа был, как бы это сказать помягче, не самый авторитетный в вопросах веры из тогдашних Пап.
Конкретно же в те годы Франциск I всего лишь требовал показать ему тот пункт в завещании Адама, который лишает его доли в наследстве (и всегда был готов мобилизовать богословов Сорбонны, чтобы прикрыть себя по собственно божественной части). В те же годы английский Генрих VIII поначалу осудил реформацию, но потом всё-таки не устоял перед искушением секвестировать монастырские земли и порвал с Римом. А вот Голландия, напротив, была хоть и постепенно сползающей в протестанство, но вполне лояльной провинцией испанской короны. Не надо смешивать события, происходившие в разное время.