|
От
|
Игорь Куртуков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
09.07.2004 19:14:48
|
|
Рубрики
|
1941;
|
|
Два свидетельства об одном и том же (166-й сп 98-й сд, июнь 1941 года).
П.П. КУТЫШЕНКО :
8 июня 1941 года комдив 98-й дивизии генерал Гаврилов получил приказ командующего войсками Уральского военного округа Ершакова Ф.А. об отправке войск на западную границу СССР для участия в манёврах. В тот же день приказ был передан и нам.
10 июня прибыли из лагерей пешим порядком в г. Сарапул. Командир полка майор Зайнуллин назначил меня комендантом погрузки. В 10 часов утра 11 июня, попрощавшись с женой и маленьким сыном, я сел на лошадь и прибыл на станцию. Осмотрел приготовленный состав, проверил оборудование вагонов, навел телефонную связь с головным и замыкающим вагонами. В 12 часов дня прибыл личный состав, с собой курсанты школы прихватили спортивное имущество, рассчитывая во время перерывов в учениях заняться спортом. В 16 часов комполка подал команду: «По вагонам!»
17 июня эшелон прибыл к пункту назначения на западной границе СССР (Западная Белоруссия).
К 20 июня 1941 года заняли предписанный нам рубеж на границе с Польшей.
...
На рассвете в воскресенье 22 июня началась фашистская авиабомбардировка. Одна из бомб взорвалась рядом. После налёта мы выбрались из блиндажа и обнаружили на месте блиндажа связи глубокую воронку диаметром метров в 15, т.е. калибр взорвавшейся бомбы был 250 кг. Все радисты, 5 человек, погибли, даже следов никаких не осталось, а от радиостанций только кое-где мелкие осколки. От лошадей - только обрывки упряжи.
Вслед за бомбометанием пошла фашистская пехота, а впереди боевых порядков гнали в нательном белье наших бойцов Особого Западного округа...
Нам очень сложно было сдерживать наступление. Силы фашистов были во много раз больше наших, и с тяжелыми потерями мы отступали. 25-го июня 1941 года в ночном неравном бою погибли командир полка майор Зайнуллин и начальник штаба капитан Зырянов. Я незамедлительно принял на себя командование полком, участвуя в боевых действиях до 12 июля 1941 года в качестве комполка и начальника штаба полка одновременно
офицер штаба полка КОРОТКОВ С.М.
К началу июня был уже получен приказ о передислокации 98-й с[трелковой] д[ивизии] в район [белорусской] станции Дретунь. С 15 июня 1941 г. началась отправка эшелонов с воинским составом, боеприпасами, вооружением, продовольствием. Один за другим эшелоны следовали на запад…
22 июня 1941 г… в воздухе появилась армада вражеских самолетов, часть из которых закружила над станцией Дретунь, над скопившимися эшелонами, и пикирующие бомбардировщики сбросили свой смертоносный груз, причинив разрушения и гибель многих людей…
98-я дивизия заняла оборону по реке Дисна и по Западной Двине. Тяжелая обстановка создалась на фронте для подразделений нашей дивизии: под натиском превосходящих сил противника части 98-й стрелковой дивизии вынуждены были отходить на новые рубежи, неся немалые потери в людях, в боевой технике…
Особенно тяжелым был бой с противником 3 июля 1941г., но воинам нашей дивизии удалось тогда отбросить вражеские войска от Дриссы и Западной Двины, потеряв своих красноармейцев и командиров.
Несмотря на большие потери, фашистские войска продолжали рваться на восток. После артподготовки и бомбежки с воздуха войскам противника удалось снова переправиться на северный берег Западной Двины и повести наступление на Борковичи
...
в один из последних дней июня командир 166-го стрелкового полка майор Калимулла Аглиуллович Зайнуллин, хорошо зарекомендовавший себя кадровый военный, представителем командования 22-й армии был обвинен в "предательстве интересов Родины" (полк не удержал оборонительный рубеж и отступил без приказа) и расстрелян перед строем солдат.