|
От
|
Exeter
|
|
К
|
Nachtwolf
|
|
Дата
|
04.07.2004 13:52:57
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
Re: "Щука" vc...
Здравствуйте, уважаемый Nachtwolf!
>Почему запустили в постройку "Щуку" мне понятно - нужна была средняя подлодка массовой постройки. Почему принялись строить "Эски" тоже понятно - они были совершенне "Щук". Но вот почему строили оба типа средних подлодок (причём вплоть до 45-го года) - не понимаю.
>Просветите, плз, что за этим стоит - обычное стремление любой ценой пропихивать своё изделие или "Щуки" последних серий были настолько хороши, что могли успешно конкурировать с "Эсками"?
Е:
1) "Щ" и "С" относятся к разным классам ПЛ. "Щ" - лодка, концептуально предназначенная для береговой обороны, создавалась как "малая позиционная ПЛ". "С" - типичная лодка для "активных действий", с бОльшим водоизмещением, значительной дальностью плавания, высокой надводной скоростью и усиленным артвооружением. Параллельное строительство лодок двух подобных классов велось перед ВМВ и во время ВМВ многими ведущими флотами - см. английские "U" и "S", итальянские "600-тонные" одновременно с "900-тонными", японские KS одновременно с большими лодками типа I, французские "600-тонные" одновременно с "Рекинами" и "Редутаблями".
2) Лодки типа "Щ" были гораздо проще и дешевле в постройке, чем лодки типа "С", требовали более отработанного в производстве оборудования, в частности дизелей. Для "эсок" сильно затянули с освоением дизелей 1Д, почему эти лодки серийной постройки реально начали вступать в строй только с конца 1939 г. Собственно, первоначально именно и попытались отказаться от постройки лодок типа "Щ", перейдя с 1935 г на закладку исключительно ПЛ типа "С". Но из-за затягивания строительства ПЛ типа "С" пришлось в 1938 г фактически вернуться к параллельной постройке лодок типа "Щ" X-бис серии. Кроме того, лодки типа "Щ", судя по всему, отчасти рассматривались как мобилизационный проект для ускоренной постройки в военное время, в том числе и на заводах, не имеющих опыта подводного судостроения. И попытка такой "мобилизационной" постройки двух "щук" были предпринята в 1939-1940 гг на Мурманской верфи Наркомрыбпрома.
Недостатки и устарелось лодок X-бис серии перед войной уже были достаточно очевидны, ну так и велась разработка им на замену новой ПЛ "600-тонного" класса типа "ОМ" (пр.98), но до войны ее смогли довести только до стадии эскизного проекта.
Скорее, ошибкой выглядит начало постройки перед войной "больших" малых лодок XV серии (пр.96) при наличии уже отработанного и освоенного проекта "Щ" Х-бис серии. Хотя здесь, скорее, решающим обстоятельством был старый бзик по поводу возможности переброски этих ПЛ (пр.96) между театрами по ж/д (не слишком оправданный к тому времени).
С уважением, Exeter