Взял с сайта Агентуры. Это скорее не сценарий учений, а киносценарий:), но написано красиво
Легенда-1
В одной из латиноамериканских стран террористами захвачены высокопоставленные сотрудники советских дипломатических представительств (старший сотрудник посольства Воровский и старший сотрудник торгпредства Красин), находившиеся в одной машине во время культурно-массового мероприятия, проводившегося профкомом дипмиссии. Ряд обстоятельств дела (позднее выдвижение требований, странности похищения) обратили на себя внимание занятых этим делом в Центре сотрудников Управления внешней контрразведки. С учетом складывающейся обстановки и особенностей местного режима принято решение к освобождению подключить оперативно-боевое подразделение «Вымпел».
Для выполнения разведки, рекогносцировки и уточнения обстоятельств в страну под видом съемочной группы программы Центрального Телевидения СССР «Вокруг света» направлена оперативно-боевая группа, получившая в оперативной переписке условное наименование «Стрела». А также начата работа по подготовке, в случае негативного развития ситуации с заложниками, вывода, автономного базирования и боевой работы оперативно-боевой группы «Арбалет» на случай проведения «острого» мероприятия для освобождения заложников. С этой целью проведены рабочие встречи сотрудников представительства КГБ с работниками органов госбезопасности Кубы, хорошо знающими обстановку с стране и запрошены помощь в информации.
Кубинские товарищи не только снабжают советскую разведку информацией по стране, но и предлагают свою непосредственную помощью. С этой целью они готовы передать законспирированного с середины шестидесятых особо ценного агента кубинской специальной службы по партизанской работе в Латинской Америке. Кроме того, они выделили группу сотрудников спецназа РВС Кубы для совместного проведения боевой операции. Советская группа «Арбалет» прямым спецрейсом Аэрофлота вылетает с необходимым оружием и снаряжением на Кубу, для проведения доподготовки, уяснения обстановки и акклиматизации и адаптации.
В это время перемещающаяся под видом поиска натуры для съемок группа ЦТ (а на самом деле группа «Стрела») по аппаратуре дальней агентурной связи получает координаты и условия связи кубинского спецагента «Эрнесто». Как выясняется «Эрнесто»- высокопоставленный сотрудник местной жандармерии, ведущей борьбу с местными повстанцами, террористами и наркодельцами. Эрнесто прошел подготовку в Штатах и высоко ценится американцами. Одновременно «Эрнесто», в ведома кубинских органов госбезопасности, является агентом ЦРУ в регионе, будучи «завербованным» во время учебы в Квантико.
С помощью «Эрнесто» группа устанавливает что захваченные советские содержатся в находящемся в окружающих столицу горах полевом лагере террористов. Связь с Эрнесто поддерживается конспиративно, с соблюдением строжайших мер безопасности.
Между тем, прибывшая в страну группа ЦТ с самого начала попадает под наблюдение местных специальных органов с одной стороны и неизвестных лиц с другой стороны. Это приводит старшего группы к предположению об утечке информации из легальных советских представительств. С этого момента группа переходит на автономный режим работы. От «Эрнесто» получена информация о том, что пленники в срочном порядке переброшены дальше от столицы, в провинции контролируемые повстанцами и террористами, где помещены в полевой лагерь, находящийся в центре региона по выращиванию коки в дельте реки. Это свидетельствует, что утечка информации происходит и в круги террористов.
Группа ЦТ с помощью взяток оформляет разрешение на поездку, работу и съемки в тропической сельве. Несмотря на активное противодействие местных спецслужб и неизвестных лиц, предположительно работающих на силы, удерживающие заложников, группе удается, не приближаясь к лагерю, собрать максимально полную информацию о его местоположении, плане местности и характере застройки, лицах постоянно находящихся в лагере и периодически его посещающих, режиме содержания узников, силах и оснащении охраны. О чем группа, используя закамуфлированную под киносъемочное оборудование аппаратуру дальней агентурной связи информирует Центр и устанавливает уже прямую связь с боевой группой.
Получив эти данные боевая группа «Арбалет», усиленная кубинскими товарищами, начинает рейд из сопредельной страны, нелегально переходит границу, и избегая стычек как с правительственными пограничными силами и силами безопасности, так и с отрядами повстанцев и охранниками наркоплантаций прибывает в район сосредоточения, где скрытно забазируется и высылает небольшую группу на доразведку лагеря.
Получив окончательную информацию, на совещании руководства боевой группы разработан план операции, который предусматривает открытое нападение на лагерь с одной стороны, что позволит, оттянув часть охраны, облегчить операцию штурмовой подгруппе боевых пловцов провести освобождение заложников.
С помощью «Эрнесто» правительственным силам подкинута информация, позволившая частично отвлечь мобильные силы в другой район провинции. Наступает день операции.
Подгруппы отвлечения и прикрытия нападают на лагерь с одной стороны. Как и планировалось, охрана лагеря, включая охрану оказавшиеся в лагере нарколаборатории, сосредотачивается на отражении нападения. Штурмовая группа с воды быстро ликвидирует охрану домиков, где содержатся заложники. На их удивление, условие их содержания оказываются различными. Советский дипломат содержится под строгой охраной в бедной хижине на скудной пище, а торгпредовец отделен от него и живет на более комфортных условиях. Прихватив обоих заложников и штабные документы, группа на быстроходных плоскодонках с воздушными винтами отходит, после чего приступает к отходу и подгруппа обеспечения. Для предотвращения преследования бойцы применяют спецоружие — ручные противопехотные огнеметы объемного взрыва «Шмель», что производит шоковое впечатление на большинство бойцов повстанцев и наркодельцов, набранных из местных малограмотных крестьян и суеверных индейцев. Для гарантии пути отхода надежно минируются минами МОН-50 с устройствами «Охота», что позволяет гарантировано оторваться от «хвоста».
Освобожденные проинструктированные заложники высаживаются на дороге, по которой как раз возвращаются в лагерь правительственные силы (о пути и времени следования известно от «Эрнесто»). В этом же районе как бы случайно оказывается группа советских дипломатов во главе с генеральным консулом СССР, которая якобы проводит проверку условий работы группы советских геологов, ищущих нефть для нужд независимости молодой банановой республики.
ПостСкриптум: Группа высокопоставленных сотрудников МВТ, участвовавшая в торговле наркотиками, включая освобожденного сотрудника торгпредства Красина, после следствия органами КГБ получила различные большие сроки тюремного заключения. Через несколько лет в ключевом управлении МИД был разоблачен особо ценный агент американской разведки Пчеловод, работавший в указанный период в советском посольстве в этой стране. Советский дипломат Воровский еще через несколько лет стал чрезвычайным и полномочным послом СССР в Никарагуа. Агент «Эрнесто» решением советского руководства награжден советским орденом. Через 7 лет он выйдет в отставку, вернется на Кубу и выпустит книгу «Паспорт 123456: 16 лет в ЦРУ». Судьбы и биографии остальных участников продолжают оставаться секретными.
Легенда-2
В Южно-Американской Республике властями негласно арестован и содержится на строгими условиями советский разведчик-нелегал «Ворон», руководивший группой особо ценных агентов в странах ЮАР и Израиля, работающих по тематике агрессивных устремлений их руководства и попыткам овладения оружием массого поражения. На допросах он молчит или сообщает детали «отходной легенды прикрытия». Южно-американцы не обладают серьезными уликами и подробностями, однако на них давят американцы заинтересованные в получении и «потрошении» советского нелегала.
Обстановка категорически исключает возможность официального освобождения разведчика, также недопустимо чтобы он попал в Штаты, так как в этот период американцами начато широкое применение в оперативной практике перспективных психофармакологических средств воздействия на волю, что в сочетании с продвинутми мерами допроса может привести к неконтрлируемой проговорке советского разведчика, который не успел пройди переподготовку по методам сопротивлению «сыворотке правды».
Все это принуждает руководство КГБ выйти в Политбюро ЦК с предложением провести «острое мероприятие» — активную боевую операцию по освобождению нелегала из концентрационного лагеря (каторжной тюрьмы) где он содержится. Руководство КГБ считает что успеху операции благоприятствует как обстановка в стране (ЮАР ведет боевые действия против повстанцев Намибии и подрывные действия против Анголы и Мозамбика) так и в мире (ЮАР официально признается страной изгоем). После острой дискуссии на Политбюро «инстанциями» дано устное разрешение на акцию.
Проведение операции осложняет отсутствие дипломатических отношений СССР с ЮАР в любой форме, и как следствие отсутсвие в стране легальных резидентур и оперативных возможностей. Руководство КГБ и ПГУ принимает решение задействовать недавно созданно спецподразделение Вымпел.
В ЮАР направляется передовая группа под видом специалистов по маркетингу немецкой туристической компании «Бюргер-Тур», изучающая возможности выхода на новый рынок. Грамотно используя легенду офицеры входят в контакт с местной немецкой диаспорой, основу которой составляют бежавшие после второй мировой войны бывшие немекие сотрудники спецслужб и военные вермахта. Среди них имеется «военный преступник» Ганс Клеменс, ныне работающий «по специальности» в южно-американской полиции безопасности. Используя полученные с помощью «немецких товарищей» (сотрудников МГБ ГДР) компрометрирующие материалы и стесненное материальное положение объекта вербовки группа производит вербовку Ганса Клеменса (получившего кличку «Гауптман») под «чужим флагом» по видом работы на БНД ФРГ. Однако возможности источника «Гауптман» ограничены и все что ему удается узнать — что нелегал может содержаться либо в полевом фильтрационно-проверочном лагере военной спецслужбы расположенном в пустынной местности на севере ЮАР, где содержатся в основном захваченные в плен участники подпольных вооруженных формирований южноамериканской компартии, намибийского национально-освободительного и кубинских интернационалистов, либо в следственном блоке южно-американской каторжной тюрьмы, расположенной на скалистом острове в южных водах акватории страны.
Полученные данные переданы в Центр, где на расширенном оперативном совещании с участием сотрудников ГРУ ГШ и МО ЦК КПСС принято решение, учитывая невозможность дальнейшего промедления с освобождением, провести одновременно две операции — налеты на места возможного местанахождения нелегала с целью его освобождения. Учитывая важность, сложность и опасность операции, для ее проведения создан специальный временный штаб с широкими полномочиями, руководителем которого назначен сам начальник Управления нелегальной разведки «С» ПГУ КГБ генерал «Кир», а его заместителями назначены командир оперативно-боевого отдела группы «Вымпел» полковник «Эдип», а таке офицеры связи от ГРУ ГШ полковник Мерзляков и от РУ ГШ ВМФ капраз Гульев. Данные офицеры специальным бортом срочно переброшены в Анголу, где забазировались. Туда же переброшены и несколько оперативно-боевых отделений «Вымпела». Однако основу отряда «Енисей» составили сотрудники «Вымпела» уже находящие в Анголе на оперативно-боевой стажировке и советнической работе в местных ОГБ, хорошо знакомые с обстановкой и получившие местный опыт. Еще несколько отделений «Вымпела» переброшены в Мозамбик, где составили отряд «Волга».
Штаб приступает к отработке на месте деталей операции. Общий план предусматривает согласовнный по времени (допустимый разрыв не может превышать 15-30 минут) скоротечный налет с нейтрализацией охраны и освобождением нелегала. Налет на концентрационный лагерь «Кэмп-Пири» должен совершить отряд «Енисей», который под видом возвращающихся из рейда наемников пересекает территорию Намибии. Его прикрытие и сопровождение на этапе вывода осуществляет привлеченный втемную отряд кубинского спецназа из Ограниченного Контингента РВС. Налет на каторжную тюрьму «Маут-Таундер» должен совершить отряд «Волга», действющий двумя подгруппами. Высадка на остров проводится одновременно по воздуху десантирование с парапланов и с моря под водой с помощью дыхательным аппаратов. Отряд «Волга» к рубежу высадки перебрасывается с помощью специальног сухогруза под нейтральным флагом, проходящего южноамериканский берег ввиду границы тервод.
Основную сложность представляет рейд через территорию Намибии, поскольку возможные коллизии по пути, отодвигают время операции.
Между тем, передовая группа, собравшая в ходе поездок по стране и с помощью «Гауптамана» оказывается на грани провала. «Гауптман» своим поведением привлек внимание службы внутренней безопасности, и, хотя пока связи «Гауптамана» с группой не расшифрованы, обстановка вокруг группы осложнилась, в частности за ней установлено периодическое наружное наблюдение в дневное время при поездках по стране. Возвращаться в Германию группа не может, учитывая опасность, что информированная в таком случае юаровцами фээргешники могут легко провести проверку. Учитывая это разведчиками подан сигнал экстренной эвакуации «Блесна». Группа вывезена из Юар с помощью специального тайника в самолете «Аэрофлота», изображающего плановый рейс Москва-Антартика по снабжению сети советских постоянных станций «Южный Полюс», запросившего экстренную посадку в Иоханесбурге во время перелета.
Отряд «Енисей», изображающий возращение рейдовой группы наемников, на трофейных колесных бронетранспортерах, бронированных грузовиках и ленд-роверах в вечернее время пересекает анголо-намибийскую границу в сопровождении двигающегося впереди отряда прикрытия кубинского спецназа. Под утром головное боевое охранение натыкается на рейдирующий отряд ЮАР. Кубинский спецназ вступает в бой, связывая юаровцев, и давая «Енисею» обойти опасное место. С опозданием Ч+2 «Енисей» успешно шурмует концентрационный лагерь, охрана нейтрализована, потери минимальны и носят возвратный характер, так как охрана в основном состоит из обычных солдат ЮАР. Разведчик нелегал не обнаружен, однако отряд освобожадает большое количество местных жителей, а также намибийских, юаровских и ангольских повстанцев, а также целый ряд содержащихся в плену захваченных советских военных советников и кубинских интернационалистов, считавшихсмя погибшими в боях или пропавшими без вести. Снабдив оружием отходящих «местных», отряд с помощью пары бульдозеров удлиняет полевой аэродром и ведя бой с подоспевшими силами по борьбе с повстанцами успешно эвакуируется на десантно-транспортных самолетах Ан-26 под прикрытием ангольских истребителей МиГ-21 за штурвалами которых сидят кубинские пилоты. В это время корабли ВМФ СССР вышедшие из ПМТО в Анголе ставят помехи средства радилокационного наблюдения и связи противовоздушной обороны ЮАР.
Отряд «Волга», получив по космической связи установленные сигналы вначале о задержке, а затем о начале операции силами парапланеристов и боевых пловцов успешно, хотя и с большим напряжением штурмует хорошо укрепленную и охраняемую профессионалами особую тюрьму на остров. В тюрьме обнаружены советский разведчик нелегал и ряд высокопоставленных руководителей коммунистической партии ЮАР и ее вооруженного крыла «Унголо Томбо». Все узники и штурмовики на быстроходных лодках эвакуируются на борт проходящей мимо «яхты миллионера» под американским флагом, которая, разместив прибывших, меняет флаг на советский и превращается в учебный парусник «Седов» Балтийского морского пароходства, соверщающий учебное плавание Ленинград-Владивосток. Судно бережно сопровождают «случайно оказавшиеся поблизовсти» корабли Индийской Оперативной Эскадры (ОпЭск) ВМФ СССР.