От Алексей Мелия Ответить на сообщение
К Игорь Куртуков Ответить по почте
Дата 10.06.2004 18:45:12 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: Собственно же...

Алексей Мелия

>То, что чистки воспринимались руководством всех уровней как процесс укрепляющий государство и повышающий его устойчивость можно считать фактом установленным. Частным случаем такого укрепления было укрепление обороноспособности. Естественоо, что такие взгляды должны были находить отражение в мобилизационном планировании.

>Однако обратное неверно. Нельзя из факта наличия в мобилизационных планах "очистительных" мероприятий, делать вывод, что чистки этап подготовки к войне.

Напротив утверждается: "Что касается операции 1937-1938 гг., то вряд ли есть основания считать, что в тот период советское руководство серьезно опасалось нападения на СССР. " Хотя после редактирования текст стал менее понятен.

В авторском варианте это вопрос был рассмотрен следующим образом:

"Однако вряд ли будет обоснованным утверждение о том, что «операция», проводившаяся с августа 1937 г по ноябрь 1938 г, была осуществлена для ликвидации «пятой колонны» на случай войны. Массовые репрессии 1930-31 гг. действительно проходили в обстановке угрозы военного нападения на СССР. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 марта 1930 напрямую связало необходимость проведения репрессий с угрозой нападения Польши на СССР. Однако согласно тому же Постановлению, основной причиной того, что «польское правительство может пойти на вмешательство», являлась возможность «серьезных кулацко-крестьянский выступлений в правобережной Украине и Белоруссии». Что касается «операции» 1937-38 гг., то вряд ли есть основания считать, что в тот период советское руководство серьезно опасалось нападения на СССР. Если в 1927 или в 1930 году СССР практически не имел боеспособных вооруженных сил и современной оборонной промышленности, то к середине 30-х годов, в результате индустриализации и технической реконструкции Красной Армии, ситуация в корне изменилась. После вступления СССР в Лигу Наций и заключения договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией существенно улучшилось и международное положение СССР. Важнейшим свидетельством в пользу того, что советское руководство не ожидало в течение ближайшего времени большой войны, является принятие в 1936 году «Большой кораблестроительной программы", предусматривавшей постройку к 1947 году значительного числа линкоров, линейных крейсеров, а также кораблей других классов. В случае начала войны в течение ближайших нескольких лет такая программа могла быть лишь напрасной тратой средств оборонного бюджета и дефицитных ресурсов."


Вывод (предположительный) массовые чистки были запланированы как действия государственой машины в угрожаемый период и в начале войны, но эта военная нароботка была использована в условиях внутриполитического кризиса.

http://www.military-economic.ru