От В. Кашин Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 03.06.2004 18:23:01 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Политек; Версия для печати

Re: Я вижу...

Добрый день!
>>преподностися обращение к прошлому. На самом деле обращение к прошлому для нас сейчас - самый болезненный из всех возможных способов самоубийства.
>
>"Главная наша задача - избавиться от нигилизма к собственной истории, спокойно и уверенно продолжать быть русскими."

"Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги".
(Дао Дэ Цзин)

Если "спокойно и уверенно быть русским" является для г-жи Нарочницкой некоей особой добродетелью, для которой требуются специальные усилия, возникает вопрос, кем ощущает себя сама автор этого текста и что она вкладывает в понятие "быть русским". Скорее всего, речь идет о том, что именно у нее проблема с тем, чтобы "спокойно быть русским", она этого колоссально стыдится и пытается наполнить это понятие новым звучанием.

Я и сам за устранение нигилизма и предвзятого отношения к истории. Но я решительно против того, чтобы кто-то брал на себя право решать, что значит "быть русским", а затем навязывал свою точку зрения на эту проблему всему обществу.

Кроме того, когда главной идеологической задачей объявляется правильная интерпретация истории, это свидетельствует о полной неспособности к генерированию работающих политических идей, которая маскируется обильным цитированием философов 19 века, классиков литературы, житий святых и т.п.

Отличие жизнеспособного общества - в способности идти вперед, находить принципиально новые решения и бесконечно трансформироваться перед лицом новых вызовов. Как это делала Россия при Иване III, Иване IV, Петре, Александре II Ленине и Сталине.

А замыкаться в истории - значит уподобляться по своему интеллектуальному уровню некоторым радетелям украинской нации, по сей день болезненно смакующим подробности своей великой победы под Конотопом и составляющим списки вековых обид.

С уважением, Василий Кашин