|
От
|
И. Кошкин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
18.05.2004 23:04:54
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Краткие впечатления от фильма "Последний меч самурая"
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Перевод названия, конечно, дурацкий. В английском варианте он идет "Когда обнажен последний меч", в смысле последний боец обнажает свое оружие. У нас же перед глазам сразу встает самурай, который где-то порепел все свои железяки и теперь со вздохом достает последний, заначенный на черный день клинок.
Не буду ни перессказывать сюжет, ни давать какие-то оценки идеалам и поведению героев фильма. С меня хватит возмущенных воплей Денисова по поводу суицидальных наклонностей этих косоглазых. Остановлюсь на том, что будет крайне интересно с точки зрения фехтования и истории.
Разумеется, в фильме не могли показать, несмотря на то, что консультанты были отличные и актеров очень хорошо гоняли, НАСТОЯЩУЮ технику. Во-первых, потому что она приходит через годы тренировок, а во вторых, потому что даже с ТУПЫМИ и алюминиевыми макетами это может быть слишком опасно. В этом смысле великолепна начальная сцена фильма, когда командир Синсенгуми резко останавливает поединок на тупых стальных мечах потому, что понимает по лицу и технике бойца, что сейчас новичок убьет одного из его ветеранов просто тупой железкой. Что характерно, бойцы сразу останавливают бой, хотя оба находятся практически в начале атаки.
Относительно исторической достоверности. Я довольно мало знаю о последних когдах правления Токугава и собственно ревлюции Мэйдзи, но некоторые знания имеются. Попробую поделиться ими.
К началу шестидесятых годов 19-го века обстановка в Японии накалилась до предела. Из-за открытия страны для иностранной торговли, сделанного под давлением, в том числе воруженным, иностранных держав (в первую очередь США), экономика практически рухнула. Японские товары не могли конкурировать с еврпейскими, городское население нищало, кланы не могли поддерживать своих самураев. На паек рядового члена клана невозможно было не только поддерживать семью, но и прожить самому, и хотя запрет заниматься хозяйственной деятельностью уже давно не был препятствием для самураев, большинство из них жило впроголодь. Общепринятой была практика увольнения со службы "лишних" членов кланв, в результате которой самураи и их семьи оставались без средств к сущестованию. Страну наводнили бандиты, люди кончали с собой целыми семьями нередко родители убивали детей, поскольку не могли их прокормить. В этих условиях зародилось и стало набирать силу движение "Исин сиси" - террористические организации, боровшиеся сперва за изгнание варваров, а потом и за свержение правительства и возвращения полнты власти императору. Среди этих террористов, большинство из которых было не старше двадцати пяти, было популярно учение Ван ЯНмина (японское произношение имени китайского философа), которое в примитивной форме сводилось к тому, что человек должен стараться немедленно исправлять несправделивость и карать зло всеми доступными ему методами. Метод у этих людей был тольо один. На свою беду правительство в конце пятидесятых обратилось к самураям с призывом обучаться боевым искусствам для того, чтобы быть готовыми отразить вторжение варваров. самураи призыву вняли - в жто время опустевшие практически додзё наполняются таким количеством учеников, которого не было за все предыдущие десятилетия. Исин сиси разеврнули террор вротив правительства, убивая министров, чиновников и просто влиятельных членов клана Токугава и поддерживаюищх Токугава кланов. Самой известной их жертвой стал первый министр, убитый во время грандиозной атаки полутора десятков террористов - втрое превосходящая стража не смогла ничего сделать.
Совершенно разложившаяся полиция и армия не могли ничего противопоставить террористам, и тогда по инициативе одного из военных чиновников были созданы отряды Синсенгуми - "Новая гвардия". В отряды на конкурсной основе отбирали лучших фехтовальщиков, и, что интересно, среди них было много бойцов не их самурайского сословия -0 свидетельство полной неспособности правительство контролировть исполнение законов, ведь простолюдинам запрещалось иметь мечи (как, впрочем, и другое оружие) и упражняться в фехтовнии. Синсенгуми базировались в Мибу. Они наладили неплохую агентурную работу (впрочем, несмотря на врожденное пристрастие японцев ко всякго рода заговорам, с конспирацией у повстанцев было не очень) и принялись бороться с террористами в меру своих сил и представления о том, как нужно решать подобные вопросы. Обычная операция синсенгуми, отлично, кстати, показанная в фильме, проходила так: спецназ окружал конспиративную квартиру (или конспиративный кабак, или конспиративную гостиницу), после чего с криком: "Мы - синсенгуми, и мы тут по делу!" врывался внутрь и убивал всех, кто оказывал сопротивление. Иногда убивали и тех, кто сопротивление не оказывал. Помимо этого они устраивали ронинам из императорского окружения профилактические криптии. За это синсенгуми заслужили в народе ласковое прозвище "Волки из Мибу". Синсенгуми носили хаори с характерным орнаментом из треугольников по краю (показаны в фильме) и головные повязки. В большинстве случаев использвали мечи, поскольку часто действовали в помещениях, где с копьем было не развернуться. Синсенгуми до конца сохраняли верность сегунату и продолжали сопротивление даже после того, как сегун отрекся. Их вожди погибли, большинство членов отряда также были уничтожены.
Одними из самых знаменитых бойцов синсегуми были Сайто Хадзиме и Окубо (полного имени, к сожалению не помню). Окубо начал заниматься кэндзюцу в десять лет, в четырнадцать (по другим данным в пятнадцать) лет вступил в синсенгуми и цже в пятнадцать (или в шестнадцать) лет стал командиром одной из групп. Он умер в восемнадцать лет от туберулеза и к тому времени у него на счету было свыше двадцати убитых в поединках и схватках противников. В фильме он показан несколько старше своих лет, возможно, просто не ашли подходящего по возрасту актера. Сайто, один из двух главных героев, пережил революцию и за свои выдающиеся профессиональные качества был приглашен в новую полицию, где и проработал свыше двадцати лет, отличаясь высоким профемссионализмом и характерной для синсенгуми отмороженностью. В середине 90-х (в дате не уверен), он исчез. По официиальной версии до него наконец добрались кто-то из его многочисленных друзей, которых он завел за время своей работы в синсенгуми и полиции, по неофициальной человек таким образом решил выйти в отставку по-английски. Существует его известное фото в форме конца 80-х.
В фильме немало хорошо поставленных и снятых боевых сцен. Особый интерес для мен представляло фехтование. Тем, кто знаком с кэндзюцу и иайдзюцу исклюсительно по килбилу, настоятельно рекмендую посмотреть хорошее японское сценическое фехтование, основанное, естественно, на рельном. Наиболее интересны лично для меня были сцены боя в домах, в том числе и знаменитая резня на постоялом дворе. В замкнутом загроможденном пространстве нет места для размашистых ударов, поэтому фехтовльщики демонстрируют довольно сложны приемы иайдзюцу с многочисленными уколами, режущими и секущими ударами, перехватами рукояти и атэми - удары локтями и ногами, плюс борцовские приемы. Эта техника также неплохо показана в самомо начале, в поединке главного героя и одного из бойцов синсенгуми. В цене с харакири, кстати, показана техника режущего движения, даже не секущего, причем из положение лезвие у тела. Сцена, кстати, весьма натуральна и от того жутенькая.
В общем, не могу рекомендовать фильм тем, кому нужно трехчасовое шоудао на веревочках с оринтальной экзотикой а-ля "Тигр и Дракон которые что-то там делают" или "Затоичи", но остальным, ИМХО, фильм понравится
И. Кошкин