Re: Про самолеты-лузеры...
>Здрасьте!
>Итак, стоимость сего детищща
>"...стоимость проектирования и постройки 5 опытных машин - 2 700 000руб.
>Летные и тактические испытания - 500 000руб.
>Подготовка серийного производства 1 500 000 руб.
>Первоначальный серийный задел - 5 000 000 руб.
>Всего приблизительно 10 000 000 руб.
>
Бегло прошвырнулся по подборке Радионова. И что имеем?
Из эскизного проекта:
"...Чтобы обеспечить внезапность применения нового противотанкового самолета, нужно бросить его на фронт сразу большими массами. Для вступления всей массы самолетов в строй к августу 1943-го необходимо (...):
а) немедленно приступить к постройке первых пяти штук на заводе №288, с выпуском их к 1 ноября 1942-го.
б) одновременно с началом проектирования выделить два крупных завода, один - типа завода сельскохозяйственных машин для постройки самолета, другой -типа завода №29 для изготовления авиамоторов и немедленно начать проектирование серийной технологии и оснастки.
...
д) подобное немедленное развертывание производства содержит в себе некоторый риск, но ввиду простой конструкции можно гарантировать, что самолет в реальном полете будет иметь расчетные летные данные. Даже если тактические испытания выявят неудовлетворительный результат, что маловероятно, материальный ущерб будет сравнительно незначителен (...) приблизительно 10 млн. рублей.
В случае удовлетворительных тактических свойств самолета страна получит в 1943 г. средство, которое решит исход кампании на нашем театре военных действий и, следовательно,исход всей войны.
В свете такой перспективы упомянутый выше риск совершенно ничтожен, и работы должны быть немедленно развернуты во всю ширину.".
В конце октября 1942-го нарком А.И. Шахурин докладывал И.В. Сталину по поводу Пегаса Томашевича:
"Предложенный самолет технологически очень прост, спроектирован из дерева и простой стали, содержит в себе ряд новых агрегатов, как например, деревянные колеса и деревянные моторамы. Можно согласиться с мнением НКВД, что применение этого самолета в качестве противотанкового может быть эффективно при выпуске его для фронта в больших количествах.
Но делая свое предложение об организации массового производства таких самолетов и доказывая возможность изготовления 100 самолетов в день, НКВД упустил из виду вопрос об обеспечении такой программы моторами(необходимо создать мощный моторный завод).
Поэтому считаю необходимым построить предполагаемый противотанковый самолет в 5 экземплярах для проверки его тактических и летных свойств, вопросов уязвимости, технологии и отработки вооружения. Решение о массовой постройке и размерах программы следует принять в случае положительных результатов испытаний.
В противном случае, основные положительные предложения НКВД по броне, оружию и упрощенной технологии можно будет реализовать на принятом в серийное производство самолете Як-6, что технически возможно"
А что бы понять почему все так положительно смотрели на этот проект - подробнее читаем внимательно. Какой По-2 или УТ мог обеспечить такие переспективы? Особенно по воорущению, защите пилота и массовому строительству БЕЗ ОТВЛЕЧЕНИЯ основных авиапредприятий?
"...Бросающаяся в глаза носовая часть прикрывала бронированную кабину пилота, сваренную из плоских стальных листов толщиной 8-14 мм. Козырек пилота - из 64-мм прозрачной брони, над головой - откидной бронезаголовник, по бокам - сдвигающиеся (или откидные) бронестворки. Общий вес брони достигал 300 кг.
Бронекоробка крепилась к деревянной хвостовой части фюзеляжа простейших форм, составленной из четырех плоских панелей, обшитых фанерой. В верхней части, сразу за кабиной пилота, находится грузовой отсек с откидываемой верхней крышкой, позволявший перевозить двух человек или 400 кг груза. Благодаря этому отсеку, "Пегас" мог выполнять десантные и транспортные операции.
Деревянное крыло с фанерной обшивкой состояло из центроплана и отъемных консолей.В районе центроплана фанеру предполагалось пропитывать жидким стеклом для уменьшения пожароопасности в боевых условиях.
Хвостовое оперение цельнодеревян-ное, расчаленное. Тросы управления от хвостового оперения - сдвоенные, проходили снаружи фюзеляжа.
Шасси - одностоечное, со стандартными колесами размером 700х150 (деревянные колеса в конце концов посчитали слишком оригинальными). Хвостовая опора в виде мощной стержневой пирамиды, по традиции называвшаяся костылем, крепилась наружными, накладными башмаками. Амортизация -пружинная.
1. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей М-11 Ф с независимым бензопитанием. Основные бензобаки емкостью 209 л, одновременно являлись обтекателями двигателей и в случае прострела или загорания могли сбрасываться. Для ухода от цели хватало бензина в бронированных бачках емкостью 16л.
2. Вооружение "Пегаса", кроме уже упомянутого стационарного пулемета УБ, предполагалось съемным под центропланом, в следующих вариантах, включавших один УБ: бомба ФАБ-250 (в дальнейшем 2хФАБ-250 или ФАБ-500); девять PC-82 или PC-132; пушка калибра 37 мм (НС-37); две пушки калибра 23 мм (ВЯ-23); четыре кассеты для противотанковых кумулятивных бомб
Самолет был легкого типа с двумя моторами М-11Ф с винтами от самолета У-2, деревянной конструкции. Для удешевления на самолете отсутствовали электро- и радиооборудование, гидросистема, детали, требующие сложную механическую обработку. Самолет был приспособлен к сборке на конвейере без стапелей и «выкроек» рабочими невысокой квалификации.
Предусматривалась возможность посадки с разворотом на 180° при остановке обоих моторов на взлете с подвешенной 500-кг бомбой.
Летчик (в бронежилете) помещался в бронекоробке, образованной гомогенной броней спереди с толщинами от б до 13 мм, с боков - 6-8 мм, снизу - б мм, сзади 13 мм, сзади-сверху - откидной бронезаголовник летчика с толщинами брони 6-10 мм. Спереди бронестекло толщиной 64 мм. Имелось зеркало для обзора назад
Предусматривались следующие сменные варианты вооружения:
1) один пулемет БС (140 патронов), установленный в носу самолета, 1 бомба в 250 кг и 2 по 100 кг и одна 50-кг бомба под фюзеляжем или 5 бомб по 100 кг;
2) один пулемет БС (140 патронов) и 2 PC-132 под фюзеляжем;
3) один пулемет БС (140 патронов) и 1 пушка Ш-37 калибра 37 мм (50 снарядов);
4) один пулемет БС (140 патронов) и 2 пушки ВЯ-23 калибра 23 мм (160 снарядов);
5) один пулемет БС (140 патронов) и мелкие бомбы в кассетах внутри фюзеляжа;
6) один пулемет БС (140 патронов) и 4 автоматических противотанковых ружья калибра 14,5 мм.
Бомбы фугасные или противотанковые."
>Виктор