|
От
|
alchem
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
13.04.2004 17:08:25
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
К вопросу об авиабензине в СССР периода ВОВ и не только.
Я немного интересовался этой проблемкой, книжки читал умные, правда, всех ссылок сейчас не упомню, а списка под рукой нет, поэтому прошу прощения за голословие, где ссылки помню, там укажу.
Проблема перхода на 100-октановое топливо была общей для всех промышленно разитых стран в конце 1930-х. Американцы оценивали в 1940-м так: переход с 85-87 октанового бензина на 100-октановый позволит поднять скорость, потолок и дальность примерно на 25%.
Решались эти проблемы по-разному. Американцы делали высокооктановые компоненты: алкилат и полимер-бензин. Ценность последнего в том, что при собственно ОЧ около 95 в смеси он ведёт себя как компонент сорт 130. (Сортность - число в %, показывающее увеличение мощности двигателя с данным топливом по сравнению с замеренной на чистом изооктане). Телодвижения по этому поводу в СССР начались поздно - примерно 1938-39. Поскольку нефтехимия была откровенно отсталая и слабая, то были сделаны попытки бадяжить авиабензин со спиртами, эфирами, и пр. компонентами. Есть отчёты в трудах ЦИАМ, у меня оттуда есть выдержки, общий итог - ничего хорошего.
Технология производства алкилата, была действительно передана уже в ходе войны. Есть любопытная байка, согласно которой Рузвельт "обещался посулиться" поставить в СССР целый модульный завод по производству высокооктановых компонентов, но Сталин отказался. Интересно, насколько это байка, может кто просвятит?
Про Баку.
Есть книжуля про бакинскую нефтехимию, там есть и главка про войну.
Основным процессом был жутко транжирный термический крекинг и риформинг (керосиновых и бензиновых фракций соответственно). Технологии и установки фирмы "Виккерс", если не ошибаюсь, 1933 года, куплена вроде в 1936 (? точно не помню). К середине 1930-х на западе вовсю шёл переход на каталитический крекинг (увы, впервые описан русским химиком Летним в самом конце 19 века - будете смеяться, но в данном случае Россия - действительно "родина слонов" :-().
Действительно, во время ВОВ американцы нам поставили очень много авиабензина, но он как таковой практически не использовался, а применялся как высокооктановый компонент в смеси с отечественными Б70-Б78 для производства бензина Б-95 (Никитин, Горючее-фронту).
Возврашаясь к произхводству бензина в Баку: процесс был настолько неэкономичным (выход бензиновых фракций был не более 20%), что с 1945 по 1947гг нефтедобыча в Баку была фактически остановлена, т.к все ёмкости, включая нефтяные амбары, были заняты мазутом, который в основном использовался для производства смазок (около 40% продуктов нефтепереработки).
Про Британию.
Нефтяной компелекс оной был настолько сильно завязан с американским, что передача технологий, такое мнение у меня сложилось, занимала не больше года, аналогично, кстати, и с голланцами. Если посмотреть на структуру капиталов нефтяных компаний ("Done in oil", 1942) то видно, что практически во всех крупных нефтяных компаниях мира имелся "компот" из американо-голландско-английских капиталов. Англичане отставали во многом из-за того, что не сразу наладили технологии и получение катализаторов для каталитического крекинга.
Про Германию.
Примерно до 1935 года немцы имели самый широкий доступ к американским технологиям. Правильно сказали, что американский капилал имел место быть в немецких предприятиях. Алкилат начали делать поздно не потому, что не могли или не знали, а потому что почти вся нефть была привозной, а производство алкилата - это к тому же потери и удорожание продукта. Немалую роль сыграла и ставка на возможность получкения ароматики из угля, а также ставка на циклические непредельные небензоидные соединения, также обладающие повышенным ОЧ (был налажен синтез из ацетилена тетрациклооктатетраена). Последними очень плодотвороно занимался Вальтер Реппе, за что и был удостоен золотго значка НСДАП.
Если посмотреть на историю германского моторостроения ВМВ, то налицо стремление коструктором максимально держаться стандартного топлива В4 (87 окт). Оно и понятно, ведь С3 (93-93 окт) было дороже первого в четыре (!!!) раза.
Ух! Что знал - то сказал.