Доброе время суток!
В том-то и дело, что И-16 - это не самолёт для начинающего лётчика, и тем более на для начинающего лётчика в боевых условиях. Если лётчик всё своё внимание вынужден уделять самому процессу пилотирования - ьл ни о каком наблюдении за воздухом, скажем, речь уже не идёт. Тем более если у лётчика ещё и физическая форма не очень, выматывается он быстро. Да, если он в таких условиях выживет - то наверное потом сможет летать на чём угодно, но для этого надо дожить. То есть до использования маневренных характеристик И-16 у молодого пилота скорее всего дело даже не дойдёт, его собъют раньше или сами гробанётся. А на "утюге" Харрикейне, который ползает себе по небу, прощая ошибки в пилотировании - у пилота больше шансов дожить до опыта.
Аналогия: если молодого парня посадить на мощный японский гоночный мотоцикл немерянной мощности и пустить его курьером в город, то он скорее всего разобъётся раньше, чем научится ездить. А если дать ему мопед - то и научится, и ездить при этом будет по делам, а там можно и ан что помощнее сесть.