От Corporal Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.04.2004 03:18:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Артиллерия; Версия для печати

??? РОССИЯ ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ СТАВКУ НА ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ???

Привет,

Хотелось бы услышать аргументированные мнения об этой идее, высказанной в одноименной статье.

Итак,

РОССИЯ ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ СТАВКУ НА ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ


Семь стран Центральной и Восточной Европы 2 апреля 2004 г. стали новыми членами НАТО. Перед штаб-квартирой альянса на прошлой неделе подняты государственные флаги этих государств. И хотя представитель США в НАТО Николас Бернс заявил, что очередное расширение блока на Восток не приведет к обострению отношений Брюсселя с Москвой, политическая элита России крайне негативно отреагировала на вступление в Североатлантический альянс бывших советских республик. Новое расширение НАТО на Восток создает во взаимоотношениях альянса и России совершенно новые реальности. И хотя СССР и раньше граничил со странами Североатлантического альянса (Норвегией на севере и Турцией на юге), подобное соседство даже в годы холодной войны не вызывало столь сильных опасений Кремля. В Заполярье воевать практически невозможно, реализации "агрессивных замыслов" Турции препятствовали мощные группировки Закавказского военного округа, сил Черноморского флота и созданная самой природой своеобразная "линия Мажино" - Главный Кавказский хребет.
Сейчас все в прошлом. Один хороший рывок - и после форсирования реки Нарвы передовые отряды дивизий альянса (усиленные мотопехотные батальоны) на следующий день после начала гипотетических военных действий окажутся в пригородах второй столицы России - г. Санкт-Петербурга. Еще никогда за всю историю двусторонних отношений в случае схватки Запада с Востоком шансы последнего на военный успех (или хотя бы почетную ничью) не выглядели такими откровенно иллюзорными.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

В настоящее время немало говорится о возможном адекватном российском ответе. Генерирование подобных идей и мнений, к сожалению, принадлежит экспертам и политологам, мало знакомым с реальной боеспособностью отечественных Вооруженных Сил и возможностями российского оборонно-промышленного комплекса.

Надо прямо сказать, даже реальной военной демонстрации Российская армия предпринять сегодня попросту не в состоянии. Превосходство НАТО в обычных вооружениях настолько велико, что может быть при расчете соотношения сил и средств охарактеризовано как абсолютное. Этой точки зрения придерживается и первый заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский. В частности, еще 1 марта 2003 г. он заявил, что ":конфликт с альянсом для России подобен смерти". При этом военачальник напомнил, что численность Объединенных вооруженных сил НАТО превышает 4 млн., а в Российской армии - около 1 млн. человек.

В этом случае не поможет и мобилизация. К слову говоря, и сегодня в сознании россиян достаточно крепко укоренен миф - с началом возможных военных действий и перевода Вооруженных Сил РФ на военные рельсы армия и флот могут приобрести качественно иные возможности. Народ поднимется (все как один), из арсеналов будет извлечено чудо-оружие, и враги-агрессоры будут обращены вспять. Это, к сожалению, опасная иллюзия. Реальность сегодня такова, что после детального ознакомления с мобилизационными возможностями государства на глаза навертываются слезы.

В частности, Российская армия с началом войны не получит ни одного нового самолета, вертолета, боевого корабля (их попросту нет, и даже немалые единовременные вливания в ОПК могут сегодня и не дать никакого эффекта - многие оборонные предприятия утратили одно из своих важнейших качеств - "серийноспобность" производимого оружия). Развертываемые по мобилизации дивизии Сухопутных войск, оснащенные вооружением и военной техникой уровня середины 1970-х гг., будут до боли напоминать части и соединения Красной Армии 1945 г. хотя бы теми же касками и шинелями. Наконец, даже этого обмундирования может хватить не на всех и значительной части граждан, призванной на военную службу в особый период из запаса, придется воевать в той одежде, в которой они прибыли на сборные пункты.

Если ранее СССР мог решать оперативные и стратегические задачи по отношению к армиям Запада за счет численного превосходства, то сегодня это невозможно. Призывные ресурсы значительно уступают европейским и по уровню здоровья - сегодня в России среди мужчин, состоящих на воинском учете в качестве военнослужащих запаса, процент алкоголиков и наркоманов велик как никогда. С началом мобилизации подобная проблема встанет во весь рост в армии и на флоте.

Совершенно очевидно, что формирования, укомплектованные с бору да с сосенки набранным личным составом, с офицерами, практически утратившими навыки организации боевой и оперативной подготовки, не смогут гарантировать сегодня суверенитета России, тем более в схватке с высокотехнологичным противником.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Разумеется, вопрос о вооруженном столкновении Запада и Востока рассматривается сегодня исключительно в гипотетическом плане. Однако военно-политическая обстановка последнее время развивается непредсказуемо (как, впрочем, это было и ранее). В частности, в середине 1980-х гг. в частях и соединениях советской 40-й армии в Афганистане вряд ли бы кто-то поверил, что их дело через пятнадцать лет продолжат американские спецназовцы. Более того, подобная мысль никому даже не приходила в голову. Или же, например, в те же времена никто из морских пехотинцев Северного флота не мог предположить, что всего через десятилетие им придется в кровопролитных уличных боях овладевать городом на территории Российской Федерации, а не участвовать, скажем, в морской десантной операции на одном из участков побережья Северо-Европейского ТВД. Поэтому разбор самых различных вариантов развития событий, связанных с расширением НАТО на Восток, не должен вызывать за собой словосочетания типа "этого не может быть, поскольку этого не может быть никогда".

Сегодня, к сожалению, единственным действенным средством военного давления на Североатлантический альянс является применение Россией тактического ядерного оружия. К носителям такового в настоящее время в ВС РФ можно отнести ствольную артиллерию калибра 152 и 203 мм, 240-мм минометы "Тюльпан", тактические ракетные комплексы типа "Точка-У" и принимаемый на вооружение в 2004 г. "Искандер" (для которого, по всей видимости, имеется специальная боевая часть), самолеты фронтовой и Дальней авиации. В частности, только оснащение бригад ОТР ЛенВО "Искандером" позволит при необходимости нанести сокрушительный удар по авиабазам Тапа, Тарту, Пярну, Арикюла, Лиелварде, Шяуляй. Размещение этой перспективной системы в Калининградской области позволит держать под прицелом все польские порты и ВМБ балтийского побережья Польши до Щецина включительно и при необходимости нанести удар и по столице - Варшаве.

Кроме того, нельзя исключать и применение ядерных боеприпасов небольшой мощности в приграничной полосе в качестве минно-взрывных заграждений. Наличие ядерных мин (не путать с полулегендарными "чемоданчиками", внимание к которым привлек генерал Лебедь) в арсенале Российской армии 5 марта 2004 г. подтвердил заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями Стивен Радемейкер. Минирование приграничных областей, по мнению экспертов, может остановить любую агрессию на первоначальном этапе. Создание с помощью ядерных мин непреодолимой зоны разрушений на западных рубежах России способно заменить все усилия (по большей части, тщетные) по отмобилизованию наших общевойсковых дивизий, боеспособность которых и в лучшие времена была откровенно сомнительна. Иными словами, теперь настал черед России вернуться к уже подзабытой идее НАТО создания ядерно-минного пояса, сооружение которого планировалось в свое время по границам Западной Германии.

Российское тактическое ядерное оружие на сегодня является именно тем средством, которое способно остудить самые горячие натовские головы. Взгляды на его возможное практическое применение (в последние пятнадцать лет в стране и Вооруженных Силах РФ о самом классе этих спецбоеприпасов изрядно подзабыли) должны быть, по всей видимости, существенно откорректированы. ТАО ныне должно рассматриваться одним из последних средств, способных удержать потенциальных агрессоров от недружественных шагов по отношению к России.

К сожалению, ослабление напряженности боевой и оперативной подготовки в Вооруженных Силах РФ особенно сильно затронуло вопросы применения тактического ядерного оружия. Уровень выучки специалистов и войск практически на всех уровнях упал до критического уровня. В некоторых частях вплотную встал вопрос о полной утрате навыков обращения с боевыми частями. Например, сегодня в Российской армии нет ни одной развернутой и боеготовой артиллерийской бригады особой мощности, стволы которой (203- и 240-мм) способны обрушить на голову потенциального агрессора ядерный дождь. Даже когда для действий в Чечне потребовалось сформировать хотя бы один отдельный минометный дивизион особой мощности, мало кто из артиллеристов в армии помнил, с какой стороны надо подходить к 240-мм миномету.

Поэтому одним из первых практических шагов в ВС РФ должно быть восстановление "дореформенной" выучки боевых расчетов и способности войск при необходимости применить находящиеся вооружении спецбоеприпасы. Это дело при своей кажущейся простоте таит немало нюансов, которые нивелируются только в ходе повседневных занятий по боевой подготовке. Кроме того, применение ТАО заставляет во многом пересмотреть существующую систему доведения команд и сигналов, которая теперь в основном распространяется на стратегические ядерные силы.

Иного способа гарантировать неприкосновенность границ у российского государства сегодня попросту нет. Готовность применить тактическое ядерное оружие является единственно возможным и действенным военно-политическим ходом. Под прикрытием этого щита следует продолжить восстановление утраченной в 1990-е гг. военной мощи страны.


Михаил ХОДАРЕНОК ,
Военно-промышленный курьер,
№13 (30),07 - 13 апреля 2004 года