Бывший генпрокурор США встанет на защиту арестованных в Катаре россиян
Адвокаты сразу четырех стран представляют интересы офицеров российских спецслужб, задержанных в Катаре по подозрению в причастности к убийству Зелимхана Яндарбиева. Помимо российских юристов в процессе участвуют опытнейшие английские, американские и катарские адвокаты. Среди них бывшие генеральный прокурор США Дик Торнбург и американский посол комиссии ООН по правам человека Джером Шестак. Оба юриста считаются одними из лучших в мире.
Руководителем рабочей группы юристов, занимающейся делом арестованных в Катаре россиян, является Дмитрий Афанасьев, один из руководителей адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Вчера он вылетел в Лондон для консультаций с английскими и американскими адвокатами, представляющими интересы Российской Федерации в деле об освобождении офицеров российских спецслужб.
Нашим адвокатам помогают английская адвокатская фирма 'Ашурст', американская юридическая фирма «Вольф Блок», американская юридическая фирма «Киркпатрик и Локхарт» и катарский адвокат. Кроме того, в состав рабочей группы также входят два эксперта: английский профессор международного права Кристофер Гринвуд и российский специалист по арабскому праву Леонид Сюкияйнен.
Фирма 'Ашурст', в которой работают свыше 500 юристов, ранее неоднократно вела дела в Катаре, откуда только что вернулся ее партнер, опытный адвокат Ронни Кинг. От 'Вольф Блок' дело курирует адвокат Джером Шестак, бывший посол США в комиссии ООН по правам человека и бывший президент Американской ассоциации юристов. От фирмы «Киркпатрик и Локхарт» делом занимается бывший генеральный прокурор США Дик Торнбург.
Глава рабочей группы Дмитрий Афанасьев сотрудничает также с правовым департаментом Министерства иностранных дел России. По данным ГАЗЕТЫ, помощь юристам оказывают и специалисты 'компетентных органов' - российских спецслужб.
Надо отметить, что российские адвокаты так и не смогли до сих пор вылететь в Катар. По законам государства в суде интересы россиян должны представлять местные адвокаты. Иностранные юристы могут лишь оказывать им помощь как консультанты. Впрочем, и этого пока добиться не удалось. Катарского адвоката и английского юриста, прибывшего в Катар по просьбе россиян в конце февраля, чтобы помочь коллеге, просто не допускают к подзащитным и не дают возможности ознакомиться с материалами дела. Российские же адвокаты не могут даже получить визы для въезда в Катар. Несмотря на ноту МИД России, визы до сих пор не выдали, а какого-либо ответа от посольства Катара в Москве так и не получено. Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» направило послу Катара письмо, обращающее его внимание на то, что невыдачу виз можно трактовать как нежелание Катара допустить адвокатов к рассмотрению дела. Реакции до сих пор не последовало.
Английский и катарский адвокаты россиян встретились на днях с заместителем генерального прокурора Катара и заявили ряд ходатайств. Несмотря на обещание допустить адвокатов к задержанным, этого до сих пор так и не произошло в нарушение требований уголовно-процессуального кодекса Катара.
Кроме того, власти страны крайне неохотно идут на предоставление встреч арестованных россиян с консулом посольства России в Дохе. С середины февраля их было только три, причем последняя прошла вчера.
По словам представителя бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Ильи Левитова, подготовлена и передана МИД России тщательно проработанная и обоснованная нормами международного права юридическая позиция Российской Федерации. Международные юристы полагают, что задержание российских граждан нарушило Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, и российские граждане должны быть немедленно переданы послу России в Катаре. Адвокаты считают, что в интересах не только российской, но и катарской стороны урегулировать проблему дипломатическим путем в кратчайшие сроки, так как катарская сторона нарушила международное право. Если дипломатическое урегулирование не состоится, то предстоит длительная юридическая работа в Катаре по защите российских граждан, а также против Катара в международных судах.
Стоит отметить, что выдвинутые против россиян обвинения весьма серьезны. Взрыв джипа Яндарбиева, три года проживавшего в столице Катара Дохе, вызвал сильный резонанс. Подобных преступлений в тихой исламской стране не было более 15 лет. По законам Катара, если вина россиян будет доказана, им грозит смертная казнь.